Малая архитектурная коррупция: почему генпрокурор занял другую сторону
В последнее время в Киеве разгорелась настоящая война с МАФами. Такое развитие событий является довольно закономерным, если учесть, что за многочисленными вереницами ларьков, киосков и вагончиков уже сложно разглядеть украинскую столицу. Но в то время, как жители города негодуют из-за беспредела собственников весьма сомнительного бизнеса, в высших кругах власти находятся и те, кто готов яро их покрывать. В частности, скандальные сносы пришлись не по нраву генеральному прокурору Украины Юрию Луценко.
"Обозреватель" разобрался в сложившейся ситуации и нашел объяснение, почему киевские, да и не только, МАФы укоренились настолько глубоко.
Прокурор против
Наверное, ни у кого из вас нет иллюзий, что тысячи и тысячи ларьков, которыми наводнили Киев, действуют на законных основаниях, четко следуя принципам честного бизнеса. Однако господин Луценко почему-то решил, что волна погромов МАФов ни что иное, как умышленный прессинг предпринимателей.
"Категорически настаиваю, что МАФ можно сносить только после предупреждения, а сам демонтаж должен обеспечить сохранность имущества. Ночные бульдозеры и полицейские зачистки в отношениях с предпринимателями — недопустимы", — решительно заявил глава ГПУ.
Читайте: МАФия? Сколько зарабатывают владельцы незаконных киосков в Киеве
Кроме того, в связи со сложившейся ситуацией Луценко потребовал от прокуратуры Киева дать правовую оценку действиям силовиков и коммунальщиков.
Другая сторона медали
Громкие заявления генпрокурора не оставили равнодушными ни общественность, ни представителей столичной власти.
К примеру, советник мэра Киева Владимира Кличко, народный депутат Украины (БПП) Дмитрий Белоцерковец фактически дал понять, что критика Луценко ничем не подкреплена, поскольку глава ГПУ не совсем разобрался в законности демонтажа киосков и в том, кто же на самом деле нарушает правила.
По словам Белоцерковца, еще в 2015 году городские власти Киева опубликовали список всех незаконных МАФов города на официальном ресурсе, поэтому версия о внезапности сносов отпадает сама собой.
Кроме того, каждые полгода всем незаконным МАФам выдается предписание на самостоятельный демонтаж, однако мало кто из самодеятельных предпринимателей прислушивается к последнему китайскому предупреждению.
Что касается претензий Луценко о сохранности имущества собственников МАФов, то Белоцерковец вполне резонно отметил, что если торговая точка обложена кирпичом или имеет цельную конструкцию больше 20 метров, то, само собой разумеется, что у коммунальщиков остается лишь один выход — снести ее.
"Помимо наведения порядка в Киеве, нужно учитывать важный фактор — справедливая конкуренция. Почему одни платят в бюджет, а другие нет? Также хочу напомнить, что в большинстве МАФов работают арендаторы, а не владельцы, которые пользуясь "крышей" эпохи регионов, незаконно заставили весь город", — подытожил Белоцерковец.
Как видим, альтернативная точка зрения весьма логична и в принципе лежит на поверхности, но генпрокурор почему-то избрал для себя очень одностороннюю позицию, не обратив внимание на еще несколько очень важных "но".
Читайте: Сучасні торговельні центри як альтернатива стихійним МАФам
Личный интерес власть имущих
Помимо всего, Белоцерковец указал на еще один интересный поворот в истории с киевскими МАФами: оказывается, некоторые чиновники системно отстаивают интересы этого бизнеса, как, например, глава Государственной регуляторной службы Ксения Ляпина, хотя сама она это отрицает.
В частности, после сноса торговых точек на метро КПИ чиновница заявила, что таким образом городская власть прибегла к "бандитскому" давлению на малый бизнес.
Однако Белоцерковец утверждает, что не все так просто, как кажется на первый взгляд. По его информации, защищая собственников МАФов, Ляпина руководствуется не альтруизмом, а личными коммерческими интересами. Ведь директором ГО "Спілка підприємців Жовтнева", на которую оформлены МАФы на КПИ и которая сдает их в аренду предпринимателям ради собственной выгоды без каких-либо выплат в бюджет, является Лариса Новик — личный помощник Ляпиной.
Совпадение?
Читайте: Разрешить ли в МАФах алкоголь?
Три аргумента в пользу города
Безусловно, защищать малый бизнес в Украине нужно и крайне важно. Однако даже в этом вопросе нельзя терять чувство золотой середины. Ведь помимо предпринимателей, зарабатывающих на МАФах, еще есть город, жизнь в котором не вращается исключительно вокруг торговцев.
Во-первых, в Киеве живет несколько миллионов человек, которые имеют право на уютный город, со свободным доступом к тротуарам, парковкам, подходам к метро и остановкам, а не только к киоскам на колесах повсюду.
Во-вторых, большинство МАФов часто являются единщиками, которые, в лучшем случае, платят в Государственный бюджет символические копейки, а не тот объем налогов, который полагается отдавать действительно честному бизнесу. К тому же львиная доля торговых точек не брезгует работать в черную, без кассовых аппаратов. Супермаркеты, чтобы хоть как-то конкурировать с киосками, тоже разбиваются на отделы и работают через "упрощенку".
Следует отметить, что государство теряет от этого колоссальные объемы средств, ведь МАФы — часто это не бизнес самозанятых, как кажется на первый взгляд, а тысячи точек, прибыль от которых течет исключительно в карман одних и тех же дельцов. В других случаях МАФиозные рантье сдают свои точки в аренду тем самым самозанятым, пытающимся прокормить свою семью. Ляпина — далеко не единственный случай, когда высокопоставленный чиновник лоббирует МАФы, потому что за каждой из таких сетей стоит какой-то государственный деятель национального или местного разлива. Мэры многих городов жалуются, что местные политики, депутаты городских советов просто превратились в лавочников, и как только власть начинает сносить те же МАФы, как появляются "партнеры по коалиции" и говорят: "Это наше". Например, в последнее время особо засветились члены фракции БПП в Днепре. В интернете засветилась переписка депутата городского совета, владельца сети биг-бордов Загида Краснова с коллегами по фракции "Блок Петра Порошенко": Краснов благодарит депутата Максима Кучугуру и "смотрящего" Германа Назаренко за провал голосования по вопросу упорядочивания рекламы в Днепре. Также видна переписка с главой Днепропетровского областного совета от партии "БПП" Глебом Прыгуновым. По некоторым данным, БПП получила за свою "принципиальную позицию" половину бизнеса Краснова. Согласно данным нашего источника, аналогично депутаты горсовета от БПП работают и с владельцами МАФов.
Малая архитектурная коррупция поразила все большие города, и выжить ее ой как не просто, потому что всегда найдутся несколько единщиков, готовых перекрыть проспект, улицу или просто кого-то попикетировать, отстаивая якобы "свои" интересы, а на самом деле — интересы МАФиозных делцов.
Лоббирование этого "шанхая" на улицах наших городов не ограничивается только улицей и кабинетами мэрий. Та же Ксения Ляпина как народный депутат, а теперь и "регуляторный" чиновник отстаивает сохранение давних каналов ухода от налогообложения, отстаивая так называемую единую систему налогообложения. Именно благодаря этой системе владельцы 500-1000 киосков платят в бюджет копейки, оформляя бизнес на единщиков. Публично Ляпина говорила, что она за самозанятых, но теперь, получается, она за себя.
Читайте: Скільки заробляють незаконні МАФи
В-третьих, генпрокурору Луценко, в первую очередь, следовало бы задаться совершенно другим злободневным вопросом: не МАФы ли являются источником алкогольного фальсификата, который забрал жизнь уже не одного десятка украинцев?
Итог один — в сложившейся ситуации большинство вопросов нужно задать именно тем, кто жалуется на несправедливость и беспредел властей Киева, а не самим властям. Надеемся, генпрокурор учтет все острые углы и даст действительно правовую оценку конфликту, не играя на руку тем, кто заинтересован лишь в получении личной выгоды.