Насиров: "Да, я мытарь… Эта миссия не популярна. Но популизм НАБУ меня поражает"
Глава Государственной фискальной службы Роман Насиров признался, что он "мытарь" и собирает налоги ради обеспечения жизнедеятельности страны, хотя и осознает, насколько это непопулярно. Он также объяснил, зачем летал в Америку, и откровенно рассказал в интервью "Обозревателю" о своих взаимоотношениях с НАБУ. В частности, подтвердил информацию о том, что НАБУ в ближайшее время может предъявить ему подозрение.
Курс 40 грн за долл. был реальностью
- Что представляет собою теневой рынок сегодня? Как он изменился за последнее время, после перезагрузки власти?
- В начале 2015-го мы провели анализ экономики, предположив, что теневая часть ее может составлять 20-25%. На протяжении года удалось вывести из тени вот эти 25-30%, а в некоторых случаях - и до 50%. Сегодня по январю, по февралю месяцу мы видим, что некоторые сегменты экономики были в непрозрачной части на 50%, иногда - и больше.
Что это значит? На сегодняшний день мы собираем практически в два раза больше НДС, чем в первой половине 2015 года, я уже даже не говорю про 2014-й. Это при том, что средний курс с тех пор не менялся.
Сборы налога на прибыль увеличились тоже более чем вдвое, причем после того, как мы перешли от авансовых платежей (убивавших бизнес) на квартальную отчетность.
Таможенных платежей мы в действительности собираем в два раза больше, чем раньше. Добились этого за счет борьбы с контрабандой благодаря правильному определению классификации товаров и правильному определению таможенной стоимости.
Более актуальными для людей могут быть такие показатели по налогу на доходы физических лиц и единому социальному взносу. В прошлом году ставка ПДФО была снижена с 40 до 22%; бизнесу это было полезно, но страна взяла на себя большой удар – дефицит ПФ составлял более 140 млрд грн и перекрывался средствами госбюджета. Сегодня мы вышли на те же показатели в абсолютных цифрах, которые были при ставке 40%. Это значит, что таки удалось зарплату частично вывести из тени.
- То есть увеличение наполняемости бюджета произошло исключительно за счет уменьшения тени?
- Некоторые изменения базы налогообложения произошли в конце 2014-го, в последующих годах происходила лишь небольшая индексация по акцизам. Но мы четко видим, что меры по детенизации в 2015 году увеличили поступления в бюджеты на 40%. На протяжении 2016-го этот рост составлял 30%. Анализируя январь и февраль 2017-го, видим рост более 50-60%. А по некоторым налогам, повторюсь, практически - в два раза. Идя такими темпами, Украина в 2017 году может добиться совершенно новых результатов.
Выведенные из тени налоги – это гарантия стабильности развития страны. Один пример: в 2016 году бизнес уплатил на 30% (или на 170 млрд грн) больше, чем в предыдущем году. Если бы детенизации не произошло, эти 170 миллиардов пришлось бы просто напечатать, что вызвало бы еще одну волну девальвации, которая, возможно, была бы равна примерно тем же 30%. То есть с курса в 27 грн/долл. пришли бы к курсу 35-40 гривен.
Страна должна понимать: девальвация национальной единицы – это тоже де-факто налог, только главным образом на бедных.
- А есть ли какой-то фидбэк от бизнеса, как он пережил детенизацию?
- Мы регулярно общаемся с бизнесом. Одной из главных просьб от коммерсантов было создание равных условий, чтобы они могли конкурировать за счет маркетинга, за счет снижения себестоимости производства, а не ценой неуплаты налогов. Мы добились этого уже в 2015 году, а в 16-м зацементировали позицию: бизнес на сегодняшний день работает в равных условиях. И за это коммерсанты нам благодарны. Да, многим из них приходится в абсолютных цифрах платить в бюджет больше, но это та цена стабильного и независимого государства, которое мы хотим иметь.
Через год мы должны стремиться к показателю минималки на уровне 7-7,5 тыс.
- Минимальная зарплата в 3200 грн благотворно повлияла и на экономику в целом, и на социальную сферу. Собираетесь вернуться к Вашей идее повысить минималку до 5000 грн?
- Я предлагал эту цифру на основании тех расчетов, которые мы проводили еще год назад. И убежден в ней до сих пор. Более того, через год мы должны стремиться к следующему показателю, который может быть на уровне 7-7,5 тыс.
Исходя из сегодняшних показателей, последних трех месяцев, мы уже можем видеть:
– рост средней заработной платы для всех украинцев;
- существенное улучшение наполнения Пенсионного фонда, что гарантирует обеспечение выплат пенсий и всех других социальных платежей. Это был практически первый месяц, когда ежемесячный ПФ не одалживал дополнительные средства из казначейства, госбюджета.
Более того, я буду предлагать правительству провести некоторые меры по либерализации налогового законодательства.
Если вернуться к 5000, то к этому уровню минималки можно будет прийти уже в этом году. Этот вопрос будет актуален для обсуждения через пару месяцев, после подведения итогов по первому кварталу.
Важно добавить, что решения по повышению минимальной зарплаты и дальнейшая детенизация зарплаты позволит на протяжении 12-18 месяцев прийти к бездефицитному ПФ. Это дефицит был самой большой нагрузкой на госбюджет.
- Какой Вы видите функцию ГФС? Это репрессивная служба, какой мы привыкли ее видеть?
- В действительности мы пытаемся сделать из ГФС сервисную службу, и это получается. Но не надо забывать, что Фискальная служба – это контролирующий государственный орган, чья задача - администрирование налогов и сборов, как и во всех других странах. Особенно хорошими примерами была бы и Америка, и Великобритания, Франция, Италия, Германия, там представителей налоговых и таможенных органов откровенно просто боятся и уважают.
Мы не созданы делать людей или бизнес счастливыми, мы должны обеспечить государство ресурсом для обеспечения главных функций – защиты и обеспечения своих граждан. Естественно, функция "мытаря", как это называлось раньше, никогда не была популярной. Ни я, ни мои коллеги, ни мои сотрудники не ждут, что их когда-то полюбят. Мы – не из числа тех людей, которые пришли строить свой рейтинг на популизме, мы работаем на государство. Если вдуматься глубже, то работаем и на людей.
Да, бизнес иногда говорит, что сегодня фактически приходится платить больше, но он платят честно, он платит те налоги и сборы, которые установлены парламентом, то есть людьми. Люди же избирают депутатов, которые утверждают налоговую систему.
В процессе реформирования ГФС пришлось уволить более 15 тыс. сотрудников
- Недавно прозвучала фраза о том, что выполняя краткосрочную задачу по сбору налогов, Вы якобы сдерживаете экономический рост. Как прокомментируете?
- ГФС обеспечивает экономическую стабильность, возможности для равного развития экономики, потому мы убрали все системные способы конкурировать за счет неуплаты налогов. Также наша служба улучшает инвестиционный климат, ведь неравные условия в уплате налогов сдерживало больших иностранных инвесторов от вхождения в Украину.
Уже никто не вспоминает такие старые проблемы, как возмещение НДС, это происходит регулярно. Ведь проблема была даже не с возмещением, а со сборами: сбор НДС, являющийся основным налогом в Украине, вырос более чем в два раза за последние 1,5-2 года, что как раз дало возможность закрыть те долги, которые раньше государство накопило перед бизнесом. Сегодня возмещение НДС идет в нормальном режиме и занимает порядка двух месяцев.
Каждый месяц ГФС отгрызает кусок теневой экономики, эти средства идут в бюджет. Только представьте: за последние 2 года эта цифра уже исчисляется более 250 млрд грн (10 млрд долл.). Вот 10 млрд долл., вместо того, чтобы оставаться в карманах теневых структур, теневых посредников, коррупционеров, попадают в бюджет и перераспределяются законным механизмом на благо граждан Украины. Скажу вам больше, во многих случаях мы даже видим конкретную месть тех структур или теневых организаций, у которых мы отобрали эти потоки и перенаправили их в бюджет.
- Например?
- Из последних, яркий пример - забастовка БРСМ под стенами Фискальной службы. Все помнят пожары на нефтебазе, но помимо этого, конфисковано большое количество топлива без документов. Чем заканчивается этот процесс – они приходят и шантажируют нас публичными заявлениями. С такими компания мы боролись, боремся и будем бороться дальше.
В процессе реформирования ГФС нам пришлось уволить более 15 тыс. сотрудников. Скажу вам, некоторые из них были не очень хорошие люди. Более 200 человек у нас под уголовными делами, и некоторые из них по решению суда признаны виновными. Это - преступники, которые организовывали или способствовали теневому бизнесу; коррупционеры; в системе таких людей быть не должно. Многих мы отодвинули от кормушки, и они до сих пор нам мстят.
- Посещали ли Вы инаугурацию Трампа? Зачем?
- Да, я был на инаугурации Трампа. Меня спрашивали много раз, но повторюсь еще раз: я взял отпуск в соответствии с законодательством Украины, я поехал в Америку, и во время инаугурации был в Вашингтоне.
Это крупнейшее событие последних 5 лет, и очень важно наблюдать за тем, что происходит в Америке. Ведь там формируется новая элита страны: администрация президента, правительство, уточняется перечень специалистов, которые будут выстраивать отношения, в том числе – и с Украиной. Важно понимать, что происходит, чувствовать это изнутри. Во время пребывания в Вашингтоне, несмотря на отпуск, у меня были встречи с Международным валютным фондом, с представителями тех компаний, которые являются крупнейшими инвесторами в Украине. Цель – укреплений отношений между Украиной и США, выстраивание новых отношений, в том числе с новой администрацией и новыми лидерами.
Дело Онищенко разваливается, поэтому к нему "привязали" ГФС
- Ходят слухи, что детективы НАБУ готовы предъявить Вам подозрение по поводу рассрочек по уплате налогов. О чем идет речь? Знаете ли Вы об этом?
- Отвечу прямо: по моей информации, это в действительности так и есть. Даже больше скажу: я был на допросах.
Действительно, дело касается рассрочек. Согласно Налоговому кодексу, плательщик налогов может получить отсрочку по налоговым платежам, если он соответствует критериям: это абсолютно прозрачный и понятный процесс, где каждый плательщик может обратиться по месту регистрации своей районной инспекции, где рассматриваются материалы, принимаются решения, готовится заключение, которое передается в центральный аппарат, мне на подпись. Таких рассрочек на протяжении года - тысячи. Причем некоторые из них - очень большие. Самую крупную получило ГП "УкрГазВыдобування".
Такие рассрочки мы давали в 2015-16 годах и продолжаем давать в 2017 году. Поэтому я не могу понять, почему НАБУ заинтересовал один случай из многих? Больше похоже на то, что определенным действием хотят сделать сразу два фейерверка: с одной стороны – продолжить дело по Онищенко, которое у них не срастается; а с другой - задействовать ГФС, которое не является популярной в обществе структурой.
Если честно, то я просто поражен тем, что происходит. Мы пытаемся построить новую Украину. Честную, понятную и прозрачную. Я очень рассчитывал на помощь своих коллег по борьбе с теневым бизнесом, по борьбе с налоговыми ямами, через которые уходили не миллиарды гривен, не десятки миллиардов гривен, а сотни миллиардов гривен. Этого не произошло.
События сегодняшнего дня я связываю с популизмом: НАБУ, его детективы остановились, у них разваливается дело по компаниям, связанным с Онищенко. По информации, которая известна на сегодняшний момент, чтобы как-то спасти дело, к нему "привязали" ГФС; историю, которая по опыту опытнейших адвокатов, даже не имеет никакого права на жизнь. Делается все для информационного вброса: мол, это дело продолжается, в нем есть новые элементы, подозреваемые. Но эти уловки не выдерживают никакой критики.
Скажу больше: сейчас в Раде выбирают аудиторов, которые займутся проверкой Национального антикоррупционного бюро. Когда эти специалисты зайдут в Бюро, проанализируют процессы, происходящие в этих стенах, уровень сопровождения дел и натянутость многих "обвинений", то тогда обществу придется как-то реагировать. И я бы очень хотел, чтобы аудиторы начали именно с "дела", связанного с рассрочкой.
Стилистика работы этого ведомства у меня и у многих экспертов вызывает просто недоумение.
Также призываю своих коллег из НАБУ к честности и объективности; ведомство, которое люди считают на сегодняшний день самым белым, пушистым и прозрачным, тоже должно действовать в рамках закона, и во имя закона, а не ради какого-то очередного выхлопа популизма.
Если говорить о моем отношении к этому делу, то в целом мне одновременно и смешно, и грустно: нет обвинения или намека на организацию каких-то схем, крышевания налоговых ям, контрабанды, чего-либо еще. Нет оснований говорить про организацию или содействие в фиктивном предпринимательстве, крышевании или отбеливании какого-то бизнеса, в том числе - олигархического. Есть законно подписанные документы, в которых пытаются найти не ту запятую, на основании чего сфабриковать публичное дело.
- После трех турбулентностей "Укрнафта" накопила долг 12,8 млрд грн. Как сегодня обстоят дела с взысканием недоимки?
- Основной долг был сформирован в 2014 - в начале 2015 года. Многие помнят, что в 2015 году, в сентябре или августе, этой компании мы также предоставили рассрочку. Предприятие не выполнило ее в полной мере, в течение нескольких месяцев договор рассрочки был разорван, но с тех пор компания фактически платила все текущие платежи. Что касается взыскания долга, то было описано налоговое имущество, предприняты другие регламентные меры по взысканию недоимки.
Сумма общего долга менялась, в какие-то моменты она даже уменьшалась, в какие-то моменты чуть увеличивалась - за счет неполной уплаты текущих платежей. В последние месяцы для полного урегулирования ситуации мы активно пытаемся вести разговор с предприятием, не забывая, что 51% владеет государство. С текущими ценами и с текущей рентой для "Укрнафты", мне кажется , было бы возможным в течение одного-двух лет существенно или полностью погасить долг, сформированный в конце 2014 или начале 2015 года.
Только вот на этой неделе было взыскано несколько сотен миллионов гривен. Процесс продолжается, и мы пытаемся сделать его максимально конструктивным - в коммуникации с руководством предприятия.
Продолжение следует