В июле внимание украинцев оказалось приковано к событиям международной экономики. То ли середина лета - в Украине сезон отпусков, то ли событий экономического плана во внутриукраинском разрезе было маловато. Однако весь мир в эти дни обсуждал две ТОП темы: долговые проблемы США и спасение Греции от технического дефолта. «Обозреватель» решил вспомнить, как же разворачивались эти события.
Страны ЕС протянули руку помощи Греции
Если до середины июля эксперты международного уровня еще сомневались в том, грозит Греции дефолт или нет, то экстренный Брюссельский саммит, собравший 21 числа лидеров 17-ти стран ЕС, фактически расставил все точки над «i». Именно тогда европолитики признали, что Греция не сможет самостоятельно удержаться на плаву, а, значит, нужно срочно разрабатывать план спасения Эллады.
На тот момент Европа предложила следующую антикризисную формулу: Европейский фонд финансовой стабильности (создан для ивестиционно-кредитного обеспечения стран ЕС) трансформировался в подобие госбанка с участием Евросоюза, Европейского центробанка и МВФ. Он выкупает часть госдолга Греции, переведя финансовые риски на страны ЕС.
Надо заметить, хотя варианты по спасению Греции после этого июльского саммита менялись еще несколько раз, однако разработка этого плана стала первым, пусть и непрямым подтверждением того, что проблемы Греции могут по принципу домино положить на лопатки экономики других стран Европы. И хорошо, что евролидеры вовремя спохватились, дабы начать совместно решать проблемы Афин, так как это позволило не только взять под контроль сложную экономическую ситуацию в Еврозоне, но и реально оценить риски угрозы второй волны финансового кризиса.
А то, что непростая экономическая обстановка в Греции была «бомбой замедленного действия», могут подтвердить несколько фактов. Напомним, в 2010 году ЕС и МВФ выделили Греции 110 млрд. евро кредитной поддержки. Однако последовавшие события в стране - политическая лихорадка в связи со сменой правительства, забастовки, нежелание населения затягивать пояса, экономическая стагнация, - ухудшили доверие инвесторов и усилили их опасения приобретать облигации внешнего госзайма. 350 млрд. евро внешнего долга для 10-миллионного населения - ноша, действительно, неподъемная. На горизонте замаячил дефолт.
Первыми в набат ударили главы частных евробанков, имеющие в портфелях греческие облигации. Эксперты ЕС к тому времени подсчитали: правительству древней Эллады, чтобы погасить свои долговые обязательства и оставаться платежеспособной страной до 2014 года, нужен еще один кредит на 115 млрд. евро.
Греческая финансовая дыра стала угрожающе разрастаться для всей Еврозоны. И привела в неприятным симптомам: в июле испанские и греческие государственные облигации достигли максимума доходности за все время существования евро (в безналичной форме с 1999 года, в наличной - с 2002-го). То есть риски при покупке этих облигаций существенно увеличивались.
Именно на фоне таких событий премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер сделал многозначительное заявление: «Дефолт Греции возможен, но надо сделать все возможное, чтобы этого избежать». И, остается добавить, лидеры Еврозоны свое слово сдержали: думать о спасении Греции от технического дефолта и, соответственно, о противодействии приходу второй волны кризиса в ЕС - начали загодя.
США пугает Апокалипсисом
Как раз в июле экономическим концом света весь остальной мир начал пугать президент Штатов Барак Обама. Так, его заявление: в федеральной казне недостаточно денег для гарантированной выплаты пенсионных пособий (а их получают 27 миллионов американцев), произвело эффект бомбы.
Некоторые международные экономисты тут же сделали выводы: кризис пострашнее 2008 года не за горами. Чего только стоили слова экс-министра финансов США Лоуренса Саммерса: «В этот раз все будет хуже: фондовому рынку придет конец… рынок акций обрушится… крупные корпорации не смогут привлекать заемные средства».
Действительно ли был повод для паники или американцы пытались под информационный шумок заработать побольше деньжат? К сожалению, сделать тут однозначные выводы трудно, так как эта заокеанская нация - народ хитрющий.
На самом деле июльские заявления политиков и экономистов разогревали мировую общественность перед августовскими событиями неспроста: именно в последний месяц лета Конгресс США должен был решить вопрос о том, повышать или не повышать порог госдолга для страны еще на 2,4 трлн. долларов. А это, надо заметить, немаленькие деньги с учетом того, что на тот момент внешний долг Штатов составил 14,3 трлн. долл., а это более 100% ВВП. Но и другого выхода у американцев, в принципе, не было, так как политэлита никак не могла обуздать дефицит в стране (на тот момент 1550 млрд. долларов).
Неудивительно, что на фоне таких проблем один из американских политиков Тим Гайтнер заявил, что страна близка к дефолту. «А если США объявят дефолт по своим обязательствам, - говорит Гайтнер, - то возникшая в экономике ситуация может привести к повторению депрессии 1930-х годов и крупнейшему кризису в масштабах всего мира».
Однако есть любопытное мнение: весь этот информационный разогрев по поводу апокалиптической кончины США - не более чем грамотная политика американцев. Цель? Все просто. Если на Капитолийских холмах согласятся увеличить порог внешнего госдолга, тогда возникает резонный вопрос: а захотят ли другие страны - тот же Китай - покупать долговые гособлигации Штатов на фоне того, что США и так в долгах, как в шелках.
Еще как захотят, потому что проще продолжать кредитовать американцев и дальше в надежде на то, что рано или поздно получится выбить долги, нежели дождаться дефолта страны и тогда деньги вообще вряд ли увидишь. А такие риски велики. Например, тот же Китай при таком сценарии может забыть о своем 1 трлн. и 300 млрд. долларов, размещенных в казначейских ценных бумагах США. Поэтому политика американцев абсолютно логична: июльская информационная шумиха лишний раз навевала страх на кредиторов и заставляла их быть более сговорчивыми в отношении скупки американских гособлигаций
Тот факт, что дальнейшие события развернутся именно в этом ключе, подтверждают события августа и сентября. Кстати, любопытный факт: американцев на тот момент не очень беспокоило, что курс доллара является нестабильным и даже дешевеет. Почему? Дешевеющий доллар выгоден всей Америке. Ее товары становятся дешевле, экономика конкурентоспособнее. А внешние долги лучше отдавать теряющей покупательную способность девальвирующей «зеленью».
Что ж, американцы умеют делать деньги из воздуха, и они это не раз доказывали, например, во время Второй мировой. Ну, а события июля еще раз подтвердили сей феномен.