Народные депутаты Украины, владеющие немалым капиталом, по-разному относятся к подписанию евроинтеграционных соглашений. Виной тому бизнес-интересы, которые не всегда "завязаны" на Евросоюз.
О том, чем и как для крупного бизнеса Украины интересна евроинтеграция или, наоборот, сотрудничество с Таможенным Союзом, выяснял "Обозреватель". Мнения об украинских бизнес-векторах в ЕС или ТС высказали также эксперты.
Кому налево, кому направо
В начале сентября лидер фракции Партии регионов (ПР) Александр Ефремов выразил надежду, что позиция некоторых депутатов фракции не повлияет на результаты голосования по евроинтеграции. Хотя бизнес этих нардепов связан с российским рынком, и после подписания соглашения об Ассоциации с Евросоюзом (ЕС) у них могут возникнуть проблемы.
Фамилии нардепов не озвучивались. Но ориентируясь на Топ-20 самых богатых народных депутатов (по июльской версии журнала Forbes Украина), легко понять, кому из них Таможенный Союз (ТС) выгоден больше, чем соглашение с ЕС.
Начнем с лидера рейтинга, внефракционного депутата, основателя корпорации Roshen Петра Порошенко с состоянием в 1,6 млрд долларов.
Известно, что в конце июля нынешнего года Россия ввела запрет на импорт продукции Roshen из-за содержания в кондитерских изделиях бензопрена, имеющего канцерогенные свойства. В результате стали поговаривать о возможных сокращениях на винницкой империи сладостей. Осенью со стороны РФ запланированы инспекции украинских предприятий Roshen.
Но в начале сентября Порошенко заявил в эфире "Интера", что не так-то и пострадала его продукция. После ограничений со стороны России компания даже увеличила продажи в Украине на 13%. А владелец Roshen пообещал сделать все возможное, чтобы продукция корпорации вернулась на российский рынок.
Внефракционный Константин Жеваго с состоянием 1,5 млрд долларов занял 2-е место в списке упомянутого журнала. В 2012 году швейцарская горнодобывающая Ferrexpo, принадлежащая Жеваго и контролирующая Полтавский ГОК, выплатила своему гендиректору зарплаты и бонусов на 290 тысяч долларов, дивиденды от компании составили 20 млн долларов.
Скоро у Жеваго, владельца украинской бизнес-группы "Финансы и кредит", появятся и норвежские активы. 51% в норвежском холдинге Bergen Group будут принадлежать его судостроительному заводу "Залив". Норвежцы благодаря сделке хотят вывести из убытка свою судостроительную структуру. Жеваго сделка поможет выйти напрямую к потребителям, говорят аналитики.
Сделка пока не закрыта. Можно догадываться, что нардепу интересно евроинтеграционное направление Украины, ведь его бизнес связан именно с ним. Тем более, новый партнер - Норвегия - владеет 40% всего нефтегазового флота мира.
Кстати, российский рынок сбыта занимал небольшую нишу в бизнесе Жеваго. Так, в 2012 году Ferrexpo возобновила отгрузку железорудного сырья в Россию и поставила сырье на 9 млн долларов. За тот же год в Китай отправлено сырье на 530 млн долларов. Ранее, в 2006 году, Ferrexpo переориентировала поставки своей продукции с российского рынка на китайский.
Регионал Сергей Тигипко с 1,2 млрд долларов занял в списке богатых нардепов 3-ю позицию. Тигипко - учредитель и основной акционер группы "ТАС", в которую входит также Кременчугский сталелитейный завод.
Еще в феврале текущего года появилась информация, что до марта завод остановил работу. К качеству вагонного литья предприятия предъявили претензии российские власти. В то же время Тигипко не ориентирован на ТС, о чем нардеп заявлял.
Еще один регионал, Владимир Бойко, с 520 млн долларов на 4-м местом в списке богатейших нардепов, осенью 2012 года ушел с поста гендиректора ММК, оставшись ее почетным президентом. Среди поставщиков сырья для ММК имени Ильича есть немало российских компаний. Поэтому понятен бизнес-интерес, о котором напрямую нардеп не говорил. Хотя недавно журналу "Корреспондент"Бойко сказал: "Какие в Европе рынки? В Европе такой же кризис, как и у нас".
5-е место в списке богатых нардепов принадлежит Василию Хмельницкому с 333 млн долларов. Он - основной владелец "Киевской инвестиционной группы", мажоритарный акционер крупнейшей столичной девелоперской компании UDP. Нардеп имеет инвестпроекты в аэропорту "Киев" (Жуляны), инновационный парк Bionic Hill. Среди главных кредиторов нардепа-бизнесмена - "Сбербанк России". Европейских кредиторов пока не замечено, во всяком случае, публичных. Тем не менее, Хмельницкий не вошел в список тех нардепов, которые не проголосовали за евроинтеграционные законы на сессии Верховной Рады 5 сентября.
Антон Пригодский, регионал с 322 млн долларов на 6-м месте по капиталу среди нардепов, в прошлом году продал Ринату Ахметову свою долю в транспортной компании "Лемтранс", крупнейшего частного грузоперевозчика страны. Пригодский был в числе тех, кто проигнорировал закон о едином таможенном тарифе, важный для евроинтеграции, также как нардепы Вячеслав Богуслаев, Юрий Иванющенко, Василий Хмельницкий.
Седьмое место, по версии Forbes среди богатых нардепов, принадлежит Евгению Сигалу, регионалу с состоянием в 318 млн долларов, соучредителю комплекса "Агромарс", который контролирует 15% рынка куриного мяса Украины. Он отстаивает интересы отечественного производителя. Известен как борец с "ножками Буша", американской курятиной, периодически заполонявшей украинский рынок.
Борис Колесников, бывший вице-премьер, регионал, с состоянием в 290 млн долларов и 8-й позицией по капиталу среди нардепов, является основным бенефициаром компании "Конти". В июле сего года появилась информация, что компания выставлена на продажу. Группа "Конти" – вторая по объему производства кондитерских изделий в Украине и четвертая в России по итогам 2012 года. То есть, бизнес нардепа не связан с европейским рынком. В начале сентября Колесников заявил в прессе, что отношения с РФ обострились из-за введения Украиной утильсбора на авто.
У регионала Александра Фельдмана, почетного президента группы компаний "АВЭК", с 287 млн долларов (9-е место среди богатых нардепов), основной источник дохода - коммерческая недвижимость. В 2013 году аренда принесла нардепу доход в 43 млн долларов. Ранее сообщалось, что до конца 2015 года "АВЭК" намерена построить в Харькове торговые центры Levada Mall и Cosmo Mall общей площадью более 200 тысяч кв. м. и ищет соинвесторов.
По-видимому, инвесторы могут определить "тяготение" нардепа в ТС или в ЕС. И 5 сентября он проголосовал за три из пяти евроинтеграционных законов - о полномочии судей, о выборах в 5 округах, об условиях отбывания наказания, но против законов: о едином таможенном тарифе, об исполнении судебных решений.
Регионал Вячеслав Богуслаев с состоянием 281 млн долларов, по версии Forbes, замыкает десятку самых богатых нардепов. Богуслаев - почетный президент, председатель совета директоров АО "Мотор Сич".
Рынок сбыта продукции его предприятия - Россия, страны дальнего зарубежья, Украина, страны СНГ. Наибольшая часть средств поступает из РФ - 49,96%, стран дальнего зарубежья (Китай, Индия, Алжир, ОАЭ, Южная Корея и Вьетнам) - 36,83%. Понятно, что бизнес-интересы Богуслаева за пределами ЕС. Богуслаев не проголосовал ни за один евроинтеграционный проект 5 сентября.
Не оставил свой голос в пользу законов для подписания Ассоциации с ЕС и другой нардеп, входящий в двадцатку самых богатых народных избранников - Юрий Иванющенко. Николай Рудьковский, тоже из этой 20-ки, проголосовал только за второй закон - о выборах в 5 округах.
Еще один член 20-ки – нардеп Нестор Шуфрич ранее, 2 сентября, на заседании партийной фракции раскритиковал евроинтеграцию. Он даже пообещал выйти из фракции, если будет продолжен этот курс.
Куда глядят нардепы
Сами нардепы не совсем охотно идут на комментарии по евроинтеграции Украины или же по политике присоединения к ТС. Некоторые нардепы просто проигнорировали запросы редакции, другие не брали трубку, третьи, по ответам их пресс-служб, отбыли в командировки. Все это, а также предлагаемые ниже мнения, говорит о том, что украинский политикум в состоянии ожидания каких-то серьезных расчетов всех выгод от евроинтеграции, а также возможных потерь. Но конкретики пока нет.
Так, ранее в одном из укранских СМИ Жеваго высказался о выборе украинского народа в пользу ЕС, основываясь на стремлении украинцев жить в богатом и здоровом обществе, которым является ЕС, а не Россия.
Тигипко на своем сайте недавно написал, что евроинтеграция - безусловный приоритет для Украины. "Сейчас мы принимаем решения, которые приблизят Украину к евростандартам, и сегодня нам важна поддержка наших евроинтеграционных стремлений на международной арене", - отметил в сентябре на своем сайте Тигипко.
Экс-вице-премьер, народный депутат Колесников сказал "Обозревателю", что Россия - это привлекательный и перспективный во многих аспектах рынок для Украины: и для открытия там автомобильных заводов, животноводческих комплексов, других компаний. Поэтому Украина, подписывая соглашение с ЕС, должна давать определенные гарантии ТС в этом направлении.
"В принципе, евроинтеграция может стать большим толчком для нашей экономики и бизнеса в том плане, что надо играть с сильными соперниками, - заметил депутат. - Чтобы в России не воспринимали враждебно подписание Украиной соглашения с ЕС, над этим должны поработать экономисты и политики. И решение должно быть взаимовыгодным. Там, где с РФ у нас сложилась эффективная кооперация – в авиации, космосе, почему и далее ее не развивать даже в условиях евроинтеграции Украины?".
По мнению народного депутата Сигала, подписание соглашения о ЗСТ с ЕС интересно в целом для всего украинского бизнеса, в частности, для аграрного.
"Что касается компании "Агромарс", то мы открыты для поставок по всей Европе, так как получили разрешение на поставку куриного мяса в ЕС, - сказал "Обозревателю" нардеп. – Это говорит о том, что наша технология соответствует евростандартам, и мы признаны в Европе как равные среди равных".
Риски и здравый смысл
Эксперты по-разному оценивают возможности, а также плюсы и минусы для украинского бизнеса от подписания соглашения об Ассоциации с ЕС, или же вступления в ТС.
По мнению социолога, учредителя компании Research & Branding Group Евгения Копатько, на сегодняшний день мы слабо себе представляем все риски и последствия подписания соглашения о Зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕС.
"Возможности в случае подписания ЗСТ с ЕС очевидные - приобщение к тем стандартам, которые приняты в Европе, - сказал "Обозревателю" Копатько. - Это возможность получать технологии и оборудования более высокого уровня, введение и соблюдение тех же стандартов, которые приняты в Западной Европе. К рискам я бы, безусловно, отнес стимулирование появления на украинском рынке товара, который может составить конкуренцию украинскому товаропроизводителю. Следующий риск – миграция и усиление миграционных потоков из страны, а также проблемы для украинского бизнеса с продвижением в Европу. Самый большой риск для сегодняшнего дня, который окончательно не решен, взаимоотношения с Российской Федерацией, последствий которого мы до конца еще не просчитали. Акцентирую внимание на возможностях и рисках, о плюсах и минусах говорить пока еще рано".
По мнению социолога, могут быть и риски, и возможности для сельского хозяйства. Возможно, будут изменены квоты относительно поставок сельскохозяйственной продукции. С другой стороны, эксперты обозначают риски, что на украинских землях могут выращиваться те сельскохозяйственные культуры, которые наносят вред, истощая чернозем, отметил Копатько.
"Если говорить о продукции промышленного производства, то значительная часть украинского экспорта продукции машиностроения ориентирована на РФ, - заметил эксперт. - В этой связи вряд ли эта продукция может составлять серьезную конкуренцию западным европейским компаниям. И поэтому, в данном случае, мы полагаем, что здесь либо нужна модернизация производства, если таковые возможности сложатся, то это будет для Украины выгодно. Но как это быстро произойдет, мы пока не готовы дать ответ".
Если представители крупного бизнеса говорят, что подписание соглашения об Ассоциации с ЕС выгодно, мы будем опираться на их точку зрения, резюмировал Копатько. По его словам, для сельского хозяйства это могут быть возможности, и в меньшей степени возможности для высокотехнологичной продукции.
По мнению кандидата экономических наук, управляющего партнера компании "Финансовая студия" Евгения Невмержицкого, на первый взгляд может показаться, что крупным украинским предпринимателям, чей капитал получен в результате "налаживания благоприятных взаимоотношений с бюджетом", или другими способами, невыгодна Ассоциация с ЕС.
"Причины простые: нужно делать реформы, которые не позволяют дальше "зарабатывать" старым способом, с одной стороны, а с другой, очевидно давление России через бизнес украинцев, который там расположен; рынок сбыта продукции, которая не является конкурентоспособной в Еврозоне, - заявил "Обозревателю" Невмержицкий. – Но ведь важный вопрос, который всегда возникает после накопления капитала - это его защита, а защищать капитал лучше в правовом государстве, каковыми ни Россия, ни Украина пока не являются. Поэтому практически каждый олигарх имеет бизнес и в Еврозоне также и с точки зрения защиты своих средств и придачи бизнесу цивилизованных форм".
Крупному бизнесу выгодна Ассоциация с ЕС, при которой заработок станет не таким стремительным, но более стабильным, считает эксперт.
А вот начальник отдела стратегического развития IBI-Rating Игорь Андрусик придерживается другого мнения. По его словам, основным и, наверное, единственным позитивным фактором для украинского бизнеса от подписания соглашения об Ассоциации с ЕС станет открытие беспошлинного экспорта украинской продукции в страны Европы.
"Но экспортироваться в ЕС будет только та продукция, которая соответствует нормам качества, утвержденным в ЕС, - сказал "Обозревателю" Андрусик. - А таких производителей не так уж и много. То есть тем, кто захочет экспортировать свою продукцию, нужно будет стандартизировать ее в соответствии с нормами качества ЕС, что приведет к дополнительным затратам".
В то же время Ассоциацией с ЕС для определенных видов товаров предусмотрен 10-летний переходной период, поэтому у украинского бизнеса будет достаточно времени, чтобы адаптироваться, заметил аналитик. А фактические результаты для украинского бизнеса будут видны только через 3-5 лет, ведь снижение таможенных тарифов и сборов будет происходить тоже постепенно.
"Таким образом, Ассоциация с ЕС, скорее, доставит больше трудностей, чем принесет выгод на начальном этапе, а именно: возрастание конкуренции и увеличение объемов импорта европейских товаров приведет к вытеснению с рынка украинского производителя, - считает Андрусик. - Но в целом, если проследить идеологию евроинтеграционного процесса, стоит отметить, что его цели направлены на улучшение качества жизни и стимулирование экономического роста Украины".
Среди тех, кто действительно получит выгоды, можно выделить сельхозпроизводителей, продукция которых и так в большом количестве экспортируется, и, конечно же, металлургию и химию. А вот, например, пищевой промышленности Ассоциация с ЕС невыгодна, так как им как раз и придется на начальном этапе понести затраты, внедряя новые стандарты производства продуктов питания, которые соответствуют нормам ЕС, подытожил Андрусик.