Спустя более двух месяцев переговоров единую политику ЕС в отношении нарастающих волн беженцев, захлестывающих Италию, Грецию, Сербию и Венгрию, так и не удалось выработать. Это не первый раз, когда не принятые своевременно меры позволили ситуации в Евросоюзе дойти до критической точки.
Как написал в своей статье для делового издания CNBC экономический аналитик Майкл Иванович, неспособность прогнозировать и своевременно реагировать на развивающиеся кризисные ситуации уже многие годы была бичом еврозоны, превращая небольшие проблемы в катастрофы.
В разгар кризиса некоторые европейские лидеры говорят, что защищают ценности христианской Европы колючей проволокой и переполненными вагонами, набитыми задыхающимися людьми – пугающими образами, напоминающих о темных главах в истории Европы.
Читайте:
Разная Германия: во Франкфурте беженцев приняли аплодисментами, в Дортмунде - дракой
Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии и самопровозглашенный защитник "христианской Европы", оправдывает такие действия, заявляя: "Европейцы боятся, потому что видят, что их лидеры полностью потеряли контроль над ситуацией".
Наряду с сотнями тысяч беженцев, спасавшихся от последней войны на Балканах, эта последняя человеческая трагедия стала символом неспособности ЕС реагировать на любые крупные проблемы, не говоря уже о его прогнозировании таких чрезвычайных событий.
Причиной этого является не отсутствие институциональной инфраструктуры. В Еврокомиссии есть работники во всех сферах – вопросах экономической, социальной и внешней политики, и даже "специалисты" пишущие правила и процедуры для производства сыра.
Последний кризис не случился внезапно. Эта катастрофа набирала обороты в течение последних трех лет. В пятницу ООН подтвердила, что неоднократно предупреждала Еврокомиссию о грядущем наплыве беженцев из охваченных войной районов Африки и Ближнего Востока.
Читайте:
Поляки не хотят отказываться от злотого ради евро
Этот ужасный случай некомпетентности и бесхозяйственности напомнит некоторым о "шоке" Европы, когда в 2009 году "обнаружилось", что многие страны еврозоны в течение многих лет нарушали фискальные правила валютного союза, и что некоторые из них полностью потеряли контроль над своей банковской системой.
Как же получилось, что никто не знал об этом? У Жана-Клода Трише, бывшего президента Европейского центрального банка (ЕЦБ), есть ответ: "Все знали об этом... но просто игнорировали".
Можно ли тогда винить канцлера Германии Ангелу Меркель за гневные заявления, потрясшие рынки, и наложение разрушительной политики жесткой экономии в наказание за бюджетные нарушения и банковские злоупотребления в ряде стран еврозоны?
Да, можно, делает вывод автор.
Читайте:
Джеймс Гэлбрейт: Если вы берете в долг у Европы, то политику вам будут диктовать кредиторы
Как ключевой игрок в еврозоне Германия несла ответственность за помощь в обеспечении соблюдения фискальных и финансовых обязательств, принимаемых странами, использующими евро в качестве законного платежного средства. Гнев и мстительность не заменят прогнозирование проблем и своевременное принятие надлежащих мер.
Так же, как колючая проволока и гибель в утлых лодочках, рефрижераторах и переполненных поездах не являются ответом на кризис беженцев, так и меры жесткой бюджетной экономии в экономиках, находящихся в состоянии тяжелой рецессии, не были подходящими инструментами для борьбы с ростом безработицы и бедности в еврозоне.
Разрушительные результаты политики жесткой экономии по-прежнему остались через шесть лет после начала финансового кризиса еврозоны. Это только подтверждается превращением относительно незначительной греческой проблемы в неразрешимую экономическую, политическую и социальную катастрофу. Сейчас еврозона пытается справиться с массовой безработицей, слабой финансовой системой и свободной денежной политикой, которая оказалась практически не связана с реальной экономикой.
В прошлый четверг ЕЦБ, вероятно, никого не удивил, понизив прогнозы роста и инфляции в еврозоне. Единственным сюрпризом можно считать то, что банк несколько излишне оптимистичен, если кризис беженцев не заставит немцев существенно повысить свои госрасходы.
Читайте:
Под видом беженцев в Европу проникли более 4 тысяч боевиков ИГИЛ - СМИ
Остается надеяться, что прогноз оправдается, потому что немцы объявили значительное расширение штата государственных организаций, занятых обработкой и расселением прибывающих беженцев. Германия также намерена ускорить строительство жилья для того, чтобы в следующем месяце расселить беженцев, в настоящее время проживающих в палатках и других временных убежищах.
Имея профицит бюджета в 0,5% ВВП, Берлин может позволить себе финансировать все это.
Тем не менее, экономический рост Германии необходимо будет существенно ускорить во второй половине этого года для того, чтобы повысить спрос и производительность еврозоны. Пониженный прогноз ЕЦБ для еврозоны, предполагающий в 2015 году рост в 1,4%, предусматривает повышение скорости роста в июле-декабре до 1,8% с 1%, продемонстрированного в первой половине года.
На что еще может надеяться еврозона, кроме Германии?
Читайте:
На заметку Яресько: Греция умудрилась избежать дефолта
При текущем положении дел – только на Испанию, которая, производя 12,3% ВВП еврозоны, показывает устойчивый рост экономической активности. Однако, в первой половине года французская и итальянская экономики, вместе производящие 36,2% ВВП еврозоны, выросли лишь на 0,9% и 0,3% соответственно, так как их уровень безработицы остается двузначным, практически не меняясь с прошлого января.
Последние данные ЕЦБ по росту кредитования также вызывают опасения. Самый быстрый рост замечен в кредитовании правительств (+5,8% в первой половине года), потому что банки продолжают тратить большую часть денег, предоставленных ЕЦБ на покупку государственных облигаций. Тем не менее, спрос на кредиты для деловых инвестиций (+0,9%) и частного потребления (+1,9%) гораздо слабее, хотя оба компонента показывают некоторый прогресс по сравнению с предыдущими месяцами.
Но не стоит волноваться, говорят некоторые европейские банкиры. Они рассчитывают, что падение евро позволит задействовать экспорт как основной источник роста в ближайшие месяцы.
Читайте:
Кризис в Греции: как изменилась жизнь в Салониках за два года?
Остался только один вопрос – кто будет экспортировать и куда?
Продолжающая рост экономика США является единственным перспективным местом для экспорта из еврозоны. Но на этом рынке Евросоюз столкнется с сильной конкуренцией со стороны Китая, Японии и Южной Кореи. В первой половине года эти три страны экспортировали в США на 7,4% больше товаров, чем вся еврозона.
Где еще европейцы могут продавать в значительных масштабах? Похоже, что нигде. Отказавшись от российского рынка в результате санкций, очень маловероятно, что европейцам удастся успешно конкурировать с китайскими, японскими и южнокорейскими компаниями на азиатских рынках.
Или опять будут повторять "бородатую" историю: "Не волнуйтесь, Европейский союз всегда развивался при помощи кризисов".
Не станет ли этот кризис беженцев соломинкой, которая сломает шею верблюду?
Читайте:
Греция прогнулась под Россию и пошла против США
Впервые опрос общественного мнения показал, что большинство британцев желают выхода из ЕС, расширяется разлом между основателями Евросоюза и новичками из Восточной Европы, и сложные франко-немецкие отношения не смогут удержать их вместе.
На этом пустынном пейзаже председатель ЕЦБ Марио Драги выглядит последним выжившим. Он единственный, на кого можно положиться, пока у него остается мандат на сохранение евро.
Ранее "Обозреватель" писал, что Меркель поставила под сомнение существование Шенгена. "Если Европа не сможет договориться о справедливом распределении беженцев, то Шенгенское соглашение будет поставлено под вопрос", — заявила она.