Лещата стискаються: Росія атакує на газовому фронті
Россия уже не первый год лелеет проекты газопроводов в обход Украины, которые в случае реализации будут иметь пагубные последствия для ГТС страны-транзитера. В последние недели заметно активизировались попытки построить "Турецкий поток" и "Северный поток II", с помощью которых Москва планирует лишить Украину транзита. К чему готовиться Киеву – разбирался "Обозреватель".
Страсти по "Северному потоку II"
2 мая появилась информация о том, что "Газпром" и ряд его европейских партнеров выделили 6,65 млрд евро на строительство "Северного потока II" в виде трехлетнего бридж-кредита. Это около 70% необходимых для завершения проекта средств.
Читайте: "Чтобы наказать Украину": в России оценили шансы на жизнь "Северного потока-2"
Спустя несколько дней, 6 мая, "Газпром" заявил о начале строительства "Турецкого потока" в Черном море. Российский монополист обещает запустить газопровод уже в конце 2019 года.
Это не означает, что судьба проектов предопределена. В 2014 году строительство "Южного потока" казалось делом решенным, но в итоге проект заморозили ввиду несоответствия законодательству Европейского Союза. В этот раз тоже не все так просто, особенно с "Северным потоком II", будущее которого зависит от правовой позиции ЕС.
Категорически против прокладки "Северного потока II" Польша, Словакия, Швеция, Дания и еще ряд стран. Датское правительство даже недавно предложило внести поправки в законодательство, которые позволят запретить строительство трубопроводов из соображений внешней политики или безопасности. Ранее Дания и Швеция обратились в Европейскую комиссию с просьбой рассмотреть проект на предмет соответствия законодательству.
На днях министр иностранных дел Украины Павел Климкин обсудил с вице-президентом Европейской комиссии Марошем Шефчовичем, который также критически оценивает планы РФ, совместное противодействие "Северному потоку II". Проблема в том, что несмотря на серьезное сопротивление газопроводу в ЕС, с правовой точки зрения заблокировать проект будет не так уже просто.
Читайте: Россия собралась поставлять в Украину газ с помощью Курченко
Главный предмет дискуссии между сторонниками и противниками "Северного потока II" заключается в том, применим ли к нему Третий энергопакет, утвержденный в Евросоюзе в 2009 году. Согласно ему собственниками расположенных на территории ЕС магистральных трубопроводов не могут быть компании, которые занимаются добычей газа. Именно из-за несоответствия энергопакету был поставлен крест на "Южном потоке".
Москва позиционирует "Северный поток II" как исключительно коммерческий проект, не подпадающий под нормы Третьего энергопакета. РФ и Германия, которая в случае реализации проекта станет главным поставщиком российского газа в Европе, не собираются заключать межгосударственное соглашение, как в случае с "Турецким потоком". Поэтому Еврокомиссия предложила странам-членам высказать свое мнение по проекту, учитывая образовавшийся правовой вакуум. Так что пока вопрос повис в воздухе.
Пессимистичные ожидания
Ситуация вокруг "Турецкого потока" для Украины еще сложнее. Рычаги влияния Украины и ЕС в этом случае мизерные. Межправительственное соглашение подписано, и Москва решительно взялась за прокладку трубопровода. Благодаря "Турецкому потоку" Анкара надеется стать ключевым газовым хабом Южной Европы и сбить цены для собственного потребления. Некоторые надежды на провал проекта связаны с тем, что российско-турецкие отношения нестабильны, а противоречия по некоторым вопросам все еще сильны. Однако пока ситуация выглядит не лучшим образом для Киева.
Читайте: В Раде ожидают серьезных проблем из-за "газовых" планов РФ и Турции
"Вероятность того, что "Турецкий поток" будет достроен, достаточная большая, если исходить из нынешних реалий. Хотя, конечно, ситуация еще может измениться. Если в обход Украины пойдут нитки газопроводов, придется искать источники доходов, которые компенсируют финансовые потери", – отметил в беседе с "Обозревателем" народный депутат от Блока Петра Порошенко, член парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Ливик.
В "Нафтогазе" подсчитали, что в случае реализации обоих проектов Украина потеряет примерно 2 миллиарда долларов прибыли в год и, по сути, лишится статуса транзитного государства.
Себе в убыток
Держа курс на подрыв украинской ГТС, Москва действует себе в убыток. И "Турецкий поток", и "Северный поток II" нецелесообразны с экономической точки зрения, являясь в большей степени политическими проектами. Оба трубопровода всерьез рискуют остаться недогруженными. Даже первый "Северный поток" не работает на полную мощность, а Анкара придерживается курса на снижение газовой доли в энергетике страны.
Читайте: Украина вышла на рекорд по добыче газа: инфографика
количество газопроводов загружено не будет. И "Газпром" на этом потеряет. Особенно с учетом того, что Европа, скорее всего, будет сокращать закупки российского газа. Но, думаю, что они в итоге построят этот трубопровод ("Турецкий поток" – Ред.). Для Киева это крайне негативный фактор. Скорее всего, Украина уже скоро не будет транспортировать российский газ. Насколько это эффективно для России? Не очень. Если бы между нашими странами были нормальные отношения, то оптимальным вариантом была бы модернизация украинской ГТС. Но имеем то, что имеем", – заявил нам российский оппозиционер, экономист, экс-сотрудник Администрации президента РФ Дмитрий Некрасов.
В любом случае сейчас Украине стоит сконцентрироваться на противодействии "Северному потоку II": на этом направлении у Киева больше шансов, и потери в случае реализации данного проекта будут больше.
Как сообщал "Обозреватель", президент России Владимир Путин приказал ускорить прокладку газопровода в обход Украины.