Ліки - не товар. Це життя людей. Як зменшити смертність в Україні
За последние два года ценники в аптеках подскочили на 200-300%, и этому есть два объяснения: помимо трехкратной девальвации гривни, я могу назвать еще один важный фактор - коррупцию в системе МОЗ. Злоупотребления в Минздраве с их "тендерами смерти" легко разрушить с помощью нескольких решений Кабмина, причем довольно простых. Опыт уже есть: понизив цены на лекарства до уровня европейских, то есть от двух до семи раз. А это миллиарды гривен и миллионы жизней.
Фармрынок: Завышенная цена? Это реальность. А вы за неё платите - иногда жизнями
На украинском рынке препараты стоили и стоят на 20%, а порою и на 700% дороже, чем в странах ЕС. При этом всегда есть вероятность покупки "не по гуманным" ценам препаратов-генериков производства третьих стран, которые просто не оказывают должного лечебного эффекта. В итоге Украина оказалась на предпоследнем месте по продолжительности уровня жизни в нашем регионе.
Почему это происходит?
Фармрынок серьезно отличается от любого другого потребительского рынка. Вот два основных отличия.
Во-первых – он имеет очень низкую конкуренцию, вернее - это не один рынок, это несколько тысяч маленьких и не очень связанных между собой "рыночков" отдельных препаратов, на многие из которых естественно или искусственно создана монополия, потому потребителю не из чего выбирать.
Во-вторых, в отличие от, например, рынка продуктов питания, потребитель-пациент часто не выбирает товар, это за него делает посредник – врач. Хотя, занимая должность главы Госпредпринимательства, я запретил писать в рецептах названия лекарств, а только действующее вещество, как делается во всем мире. Но врачи продолжают этим злоупотреблять, потому что фирмы платят им за реализацию конкретных препаратов. Именно врач назначает лечение, врач контролирует его ход и результат, врач объясняет пациенту, почему возникли побочные реакции или лечение не достигло эффекта. А главные специалисты по направлениям пишут протоколы, по которым лечат остальные, и они направлены на создание монополии отдельных препаратов или фирм. Кстати, за рекламу лекарств на телевидении тоже платите вы, поскольку стоимость рекламы заложена в цену лекарств. Рекламу лекарств на ТВ честная власть должна запретить.
Именно поэтому в ЕС, куда мы стремимся, государство активно вмешивается в регулирование рынка лекарственных средств. Оно контролирует качество наполняющих его препаратов, регулирует их цену и компенсирует часть их стоимости своим гражданам через механизм реимбурсации (что это такое, расскажу далее).
Все должны знать, что лекарства – это не бизнес, это жизни людей. Особенно правители. Также недопустимо решение правительства Яценюка и парламента о выводе из режима проверок аптек как малого бизнеса. Вы чего, господа, это же жизни людей!!! А 7 тыс. аптек (из 20 тыс.), работающих без кассовых аппаратов??? Вы уверены, что они продают качественные препараты? Как можно что-то с них спросить, не имея чека на руках?
Высокое качество и низкие цены: как их можно достичь в наших реалиях
Когда при "предыдущей преступной власти" началась подготовка к подписанию Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, мне как главе Госпредпринимательства, во взаимодействии со специалистами Гослекслужбы, удалось внедрить несколько действительно революционных решений в системе регулирования фармотрасли, которые не только синхронизовали наше законодательство с требованиями ЕС, но и заложили базис для обеспечения качества и экономической доступности лекарств для украинских пациентов.
Вот только некоторые из них. В период с 2010 по 2014 год:
Во-первых, был поставлен надежный барьер против захода на украинский рынок некачественных лекарств и фальсификата. Для этого была внедрена стандартизация по системе GMP всей нашей фармацевтики. Законодательство Украины в этой сфере было гармонизировано с европейским, были введены как обязательные для производства лекарств требования надлежащей производственной практики (GMP). Это привело к уходу с украинского рынка лекарств, сделанных из "мела".
Кроме этого была введена уголовная ответственность за фальсификацию медпрепаратов. Чтобы вы понимали: к нам завозили тонны фальсификата под видом дорогостоящих медицинских препаратов, иногда даже, как я уже говорил, просто "мел". И вы, и я за него платили!!! Это не просроченные бананы, это лишение нас права на здоровье!!! Этот "мел" фасовали даже в Украине.
Во-вторых, было реализовано два проекта для повышения экономической доступности препаратов для украинских пациентов. Был разработан механизм реимбурсации (компенсации стоимости) лекарств, и также в рамках пилотного проекта был начат эксперимент по введению референтных (сравнимых) цен при обеспечении лекарствами гипертоников. Благодаря этой программе более трех миллионов пациентов получили доступ к лечению.
Богатырева: коррупция может побороть любое благое дело. И как Мусий поднял её знамя
Из-за активного противодействия тогда еще министра здравоохранения Раисы Богатыревой и всего министерства многие перспективные проевропейские начинания по реформированию фармрынка либо саботировались, либо извращались до такого состояния, что эффективная реализация их становилась просто невозможной. Так, например, Богатырева до последнего сопротивлялась введению уголовной ответственности за фальсификацию препаратов, а при согласовании методики расчета референтной цены ее советники создали такую формулу, которая обеспечивала минимальный уровень снижения уже существующих цен.
Постоянное торпедирование всех позитивных изменений на фармрынке со стороны Богатыревой привело к моему прямому конфликту с ней. Я вынужден был прямо на заседании Кабинета министров обвинить ее в коррупции, более того - не просто обвинить, а доказать обвинение. Естественно, у тогдашнего руководства страны не было желания бороться с этой госпожой, которая была теневым партнером "Саши-стоматолога". Отдельно напишу всю историю о Киевском заводе "Индар" (производящем инсулины), многие прозреют.
Прошел Майдан. Власть в стране взяли майдановцы, в Минздрав пришел Мусий. Наконец-то коррупцию в МОЗ возглавили люди в вышиванках. Они приняли эту черную эстафету: с уверенностью заявляю, что все руководство Минздрава на протяжении 25 лет – коррупционеры, начиная от главных специалистов по направлениям и заканчивая министрами. Почему бы и нет, если лекарства в стране можно продавать в 2-7 раз дороже их первоначальной стоимости. Ведь это бизнес для многих.
И я считаю, что они не просто коррупционеры, они - убийцы. Не может инсулин у нас стоить в 2 раза дороже, чем в Польше, Болгарии и других странах, а лекарство от давления – в 7 раз. Кстати, у нас в стране 13 млн больных гипертонической болезнью, которая приводит к инсультам, инфарктам и просто к смерти. Когда поднимаешь вопрос о понижении цен, лоббисты фармацевтических компаний, то есть Американская торговая палата и Европейская бизнес-ассоциация, начинают вопить: никто поставлять лекарства по таким ценам не будет, то есть – грозят саботажем. А так как власти у нас, как правило, некомпетентны, часто еще и получают откаты с МОЗ, они соглашаются на такой порядок.
С приходом к власти правительства Майдана и с появлением в МОЗ министра Мусия эксперимент по снижению цен и оплаты государством стоимости лекарств просто заглох. Со второго квартала 2014 г. его реализация фактически была остановлена, поскольку аптечные предприятия, осуществлявшие отпуск препаратов, включенных в эксперимент, перестали получать компенсацию.
При этом эксперимент заглох не просто из-за преступной халатности и бездействия министра Мусия, а при его активном участии. Тогда же заглохли и другие революционные начинания, такие как постановление по внедрению референтных цен на препараты инсулина. Документ, который готовил я лично, при огромном сопротивлении фармрынка и руководства МОЗ. Проект должен был быть реализован, и постановление правительства было принято и вступало в силу в марте 2014-го, что привело бы к понижению цен на инсулины на 30%, но министр Мусий с премьером Яценюком этот документ отменили. Предполагаю, что не бесплатно. В сопоставимых с нами странах Европы инсулины тех же производителей продаются на 50% дешевле. Не верите – посмотрите публичную информацию на сайтах МОЗ Польши, Литвы, Чехии… То же касается всех остальных лекарств, которые завозятся в Украину. Они, как правило, на 50%-700% дороже.
Вдумайтесь, к чему приводит деятельность этих убийц: беременные женщины и дети обеспечены инсулином только на 30%, и у этих подонков хватает совести ходить дальше на эфиры и говорить, что они любят украинский народ. По моей информации, Мусий, кстати, еще и владелец сети аптек.
А вы знаете, почему так часто срываются и задерживаются тендера на закупку противоонкологических препаратов и других? Потому что в Минздраве не могут кэш поделить. А люди, остро нуждаясь в медикаментах, продают последнее, чтобы зацепиться за жизнь: формально, государство деньги на эти закупки выделило, но подонки хотят украсть. Я разговаривал с ведущими фармкомпаниями мира, которые поставляют нам лекарства, и задавал вопрос: почему вы поставляете нам лекарства дороже? Они откровенно говорили: если нам не нужно будет платить откаты, цены будут другими, как в Европе. Считаю такую позицию тоже преступлением перед людьми.
Хотим лекарства по нормальным ценам – нужна референтная цена
Почему министерство - против реимбурсации и референтных цен? Потому что чиновникам не нужно будет что-то покупать, а значит – невозможно будет получать откаты. И нечего будет потом записывать в е-декларацию. Если сегодня государство якобы обеспечивает лекарствами больных тяжелыми хроническими заболеваниями, то при внедрении института реимбурсации люди будут покупать сами, причем лекарство выберет сам человек, то есть более дешевое или дорогое, а государство ему компенсирует затраты. Таким образом, исчезает коррупционный фактор.
Еще когда я с единомышленниками в 2013 году только начал заниматься разработкой механизма референтного ценообразования на препараты инсулина, ко мне пришли представители компании "Санофи Авентис" - одного из основных производителей дорогостоящего импортного аналогового инсулина с предложением рассмотреть их наработки по механизмам определения референтных цен. Как пришли, так и ушли. Я ведь не был лоббистом, а госслужащим 1-го ранга. Мой отец умер от диабета в 58 лет, и интересы государства и пациентов для меня являлись (и являются) высшей ценностью.
Но судя по всему, компания "Санофи" умеет "находить ключики" к душам украинских экспертов и добиваться своих лоббистских целей, не гнушаясь никакими инструментами. Всю эту информацию должно проверить НАБУ. Если у детективов есть вопросы, я готов предоставить информацию относительно всех главных специалистов МОЗ по всем видам болезней, а также – о системе коррупции в МОЗе. Меня легко найти.
Понять эффект от этой инициативы можно на одном примере: в бюджете для покупки инсулина выделяется 600 млн. Понизим цену в два раза - хватит на качественный инсулин для всех, в том числе беременным и детям, и еще на таблетки для 1 млн больных диабетом второй формы. Вот что значит введение референтных цен.
Что меняется. "Спаси хотя бы одну жизнь, и ты спасешь весь мир"
В Украине в 2017 году наконец-то будет введена система реимбурсации - возмещение пациентам стоимости лекарств, что позволит части украинцев получить таблетки и препараты бесплатно. В проекте постановления Кабмина уточняется, что компенсировать стоимость медпрепаратов будут украинцам с сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и астмой. Для них бесплатными будут 93 препарата. По моей информации, МОЗ пытался полностью заблокировать инициативу премьер-министра по реимбурсации и референтным ценам, то есть пытался противостоять контролю государства в этой отрасли. Но на последнем совещании МОЗ полностью отстранился, инициатива перешла к премьеру. Кажется, важный шаг сделан. Что будет дальше - посмотрим. Если все начинания будут реализованы, то они резко понизят показатели смертности в нашей стране.
Пока же мы находимся по уровню продолжительности жизни на предпоследнем месте среди наших соседей, после нас – только Россия, власти которой человеческую жизнь ни во грош не ставят. Если мы как страна решили ориентироваться на Европу, мы должны крушить коррупционные схемы, реализуя европейские правила игры.
"Спасая хотя бы одну жизнь, ты спасешь мир", - гласит древняя мудрость. Внедрением новых правил игры в фармакологии мы спасем миллионы жизней. Наших жизней, ваших и моих родственников, друзей, знакомых. Это стоит того.