Китайський обвал: 11 головних фактів про падіння ринку Піднебесної
В понедельник, 24 августа, индекс Шанхайской биржи упал на 8,5%. За последние восемь лет это самое значительное однодневное падение. Мировые аналитики констатируют обвал биржевых котировок по всему миру вслед за падением китайского фондового рынка.
Издание Vox проанализировало и обнародовало 11 главных причин и факторов, объясняющих обвал и стремительное падение китайского фондового рынка.
1) Рынок Китая рушится, а его правительство сидит со связанными руками
Общие потери китайского фондового рынка достигают почти 40% с момента своего пика в июне 2015 года. Что может быть более тревожным, чем реальная потеря всех возможностей китайского правительства, чтобы остановить падение…
Китайское правительство само уничтожило свой фондовый рынок, чтобы спасти его: центральный банк закачивает деньги по ценным бумагам в китайскую Securities Finance Corp - государственную компанию, которая дает людям деньги, чтобы они могли купить акции; многие первичные публичные размещения были приостановлены, так как недавно выпущенные акции не смогут уже конкурировать с теми, которые уже есть на рынке; основным акционерам запретили продавать акции; регулирующий орган Китая по ценным бумагам приказал компаниям либо покупать собственные акции, либо поощрять их руководителей или сотрудников, чтобы они сделали то же самое.
Такое вмешательство государства было настолько сильным, что в конечном итоге оно и повлияло на способность фондового рынка Китая функционировать в качестве нормальной биржи, где компании могут торговать по цене, которая отражает их реальную стоимость, и эти цены помогают инвесторам эффективно распределять капитал. Этого можно было бы и не допустить, если бы китайское правительство, по крайней мере, захотело остановить распродажу.
"Это настоящая катастрофа, и, кажется, ничто не может остановить обвал", - заявил Чэнь Ган, директор по инвестициям Heqitongyi Asset Management Co., как пишет издание Bloomberg.
Читайте: "Черный понедельник": грозит ли миру новый кризис и чем он аукнется Украине
2) Подрыв фондового рынка Китая построен на долгах
Инвестирование средств, взятых взаймы, было ранее жестко ограничено в Китае, но власти ослабили правила с 2010 года. Результатом встал взрыв торгов заемного топлива.
"По официальным данным, предельный долг китайского фондового рынка утроился с июня 2014 года. Теперь он почти 9% – самый высокий уровень в истории рынка", - написал Ручир Шарма, глава отдела быстроразвивающихся рынков и мировой макроэкономики в департаменте управления инвестициями в Morgan Stanley Investment Management, в Wall Street Journal.
3) Большинство новых китайских инвесторов даже не осилили среднее образование
"В отличие от других крупных фондовых рынков, среди которых преобладают профессиональные финансовые менеджеры, около 85% китайского рынка составляют инвесторы розничной торговли", - сообщает агентство Reuters.
Большинство новых инвесторов на рынке Китая не имеют среднего образования (6% являются неграмотными). В настоящее время розничных инвесторов на китайском фондовом рынке больше (90 млн.), чем членов Коммунистической партии Китая (88 млн.).
Оптимистическая нотка в этом случае заключается в том, что индивидуальные заемщики не создают системных рисков. Если пара-тройка фермеров разоряется, они не создают угрозу для мировой финансовой системы. Но есть и пессимистический настрой: эти заемщики получили фондовый рынок, потому что коммунистическая партия "словом и делом" толкала их на фондовый рынок. Затем он, конечно же, рухнул. Коммунистическая партия никогда не обращала особого внимания на борьбу с широко распространенным гневом по поводу режима. Таким образом, даже если экономика отдельных заемщиков станет проще, политика может быть гораздо жестче.
"Настала настоящая возможность протестировать правительство. Испарение более чем 80 миллионов индивидуальных инвесторов будет представлять немыслимые социальные проблемы для страны", - сказал Bloomberg Чжао Сиджун, заместитель декана школы Жэньминь университета финансов.
4) Отказ китайского правительства остановить "сползание в пропасть" еще больше убивает рынок
Как писало издание The Economist в июле, правительство поставило на кон сохранение рынка. Регуляторы ограничили короткие продажи. Пенсионные фонды обязались покупать больше акций. Правительство приостановило первичное публичное размещение, ограничивая подачу акций. Брокеры создали фонд для покупки акций при поддержке наличных средств центрального банка.
Несмотря на все это, такое вмешательство не было достаточно серьезным, чтоб напугать рынок. "Неспособность Пекина остановить недавнее снижение уже давно не новость для инвесторов, которые привыкли к тому, что правительство использует свою власть, чтобы контролировать рынки", - именно так сообщало издание Wall Street Journal в июле. Это еще раз доказывает тот факт, что вскоре ситуация может выйти из-под контроля китайского правительства.
5) Фондовый рынок Китая огромный, но не настолько
Основной драмой во всех потерях фондового рынка является то, что он по-прежнему играет удивительно незначительную роль в Китае. Свободный оборот рынков Китая (сумма, достаточная для торговли) составляет около трети ВВП, по сравнению с более чем 100% в развитых странах. Менее 15% финансовых активов компаний инвестированы в фондовый рынок, поэтому растущие акции мало влияли на рост спроса, а обвал цен будет недостаточным, чтоб сильно ему навредить.
В связи с этим может сложиться впечатление, что китайское правительство не сильно обеспокоенно колебаниями на фондовом рынке. Но его крах происходит на фоне более серьезных бед в китайской экономике. Рост замедлялся в течение многих лет, и экономисты в целом согласны, что экспортно-ориентированная экономическая модель страны нуждается в ремонте. Именно в этом отношении фондовый рынок играет очень важную роль, скорее даже самую важную.
Китайское правительство научилось хорошо скрывать экономические проблемы страны от внешних глаз, но оно не может скрыть обвал фондового рынка. Чиновники пытались вмешаться напрямую, чтобы остановить падение рынка, но они лишь показали этим свою слабость и беспомощность.
6) Серьезная проблема: экспортно-ориентированная модель Китая перестала работать
Потрясающий экономический подъем Китая был вызван дешевым экспортом. Но как только его экономика выросла, модель начала трещать по швам.
Во время рецессии 2008 года, в частности, мировой спрос упал, и Китай не смог поддерживать его рост за счет экспорта. А китайцы не потребляли достаточно, чтобы необходимый спрос удержал обороты двигателя роста.
Ответом китайского правительства на такую ситуацию стало использование денежно-кредитной политики, государственных банков, местных органов власти и других инструментов под его контролем, чтобы "разжечь" внутренние инвестиции. Результатом было стремительное строительство заводов, автомобильных дорог, аэропортов, недвижимости. Некоторые из этих инвестиций были сделаны разумно. Другие же – не совсем. Китай стал известен своим обилием пустых стадионов, небоскребов и даже городов. В результате получилось "много избыточных мощностей и безнадежных долгов", как сказал Патрик Чованек, главный аналитик Silvercrest Asset Management.
Таким образом, крах фондового рынка говорит о гораздо большей проблеме: Китай не перешел на потребительскую экономику, то есть на ту, которую он просто обязан иметь. Он застрял в устаревшей экономической модели, которая является неустойчивой.
7) Коммунистическая партия Китая странно обеспокоена медленным ростом
Официальный рост Китая с поправкой на инфляцию в 2014 году составил 7,4%, а экономика доросла, по официальным данным (может, немного и завышенным), до около 7% в 2015 году. Такое заявление, скорее всего, должно радовать любое правительство, но не китайское - 7% уровень роста является минимумом, необходимым для удержания общества в стабильности. По мнению Коммунистической партии, они заключили с гражданами Китая главную сделку: люди дают им власть, а они им, взамен, экономический рост. Если первые перестанут исполнять свои обязательства, они просто лишатся своей власти в один прекрасный день – и никто не знает, что дальше последует в этом шоу.
Вот и другая проблема: эти 7% могут быть обыкновенной болтовней. Некоторые китайские чиновники признались, что официальная статистика по ВВП является ненадежной. Но даже если официальные данные правдивы, стране понадобятся еще минимум 25 лет, чтобы восстановиться. И это одна из причин, почему Коммунистическая партия так отчаянно старается направить рост в нужное русло.
8) Чтобы устаканить экономику, китайские руководители тратят меньше энергии, чем думают многие
Одной из причин того, что Китай никак не может выбраться из обрыва, является то факт, что его руководство, кажущееся на первый взгляд достаточно монолитным и всемогущим, на самом деле таковым не является.
В одном лишь только Китай похож сам на себя – это в производстве стали, которой он экспортирует слишком много. Почти каждый год руководство страны выходит и объявляет, что оно собирается сократить выработку металла. И каждый год мы замечаем абсолютно противоположное явление – производство стали с годами только растет.
Пекин может и дальше делать такие громкие заявления, но есть чиновники, которые в прямом смысле наложили статус-кво на безудержную коррупцию. Это ещё больше указывает на необходимость Китая переходить на потребительскую экономику.
9) Правительство Китая боится экономических проблем, ведущих к социальной напряженности
Коммунистическая партия Китая отличается своим глубоко параноидальным состоянием. Она опасается, что экономический кризис может привести к социальному беспокойству, и что волнение населения перейдет в полную катастрофу. Страх власти перед последствиями такого исхода событий заставит ее еще больше рисковать и стать более консервативной.
10) Когда-то правительству Китая удавалось пережить экономические кризисы
Одной из причин глобальных дебатов среди китайских наблюдателей по поводу состояния экономики Китая является то, что, с одной стороны, существует много признаков того, что система принципиально нездорова, но, с другой стороны, правительство доказывает, что сможет опять разрешить все кризисы, которые создают эти проблемы. Нынешний обвал фондового рынка является последним в своем роде в течение очень долгого ряда экономических и политических кризисов, которые обрушились на страну: протесты в деревне Вукан в 2011 году, например, или кредитный кризис 2013 года.
Каждый раз кажется, что кризис попал прям в Ахиллесову пяту Китая и может привести к обвалу системы. Каждый раз, когда правительству удавалось вытащить страну из обвала, якобы экзистенциальный кризис заканчивался, и все приходило более или менее в норму.
Итог ясен: прошлая работа власти не является гарантией будущих результатов.
11) Совсем небезопасно для мира перестать надеяться на правительство Китая
Финансовые кризисы случаются, когда рынки в один момент должны пересмотреть важные инвестиционные предпосылки. В 2007 году, например, рынки были вынуждены отказаться от идеи, что ипотечные кредиты менее рисковые. В 2010 году они были вынуждены отказаться от идеи, что кредиты, выданные членам еврозоны, таким как Греция, надежные. Самая большая опасность в том, что ряд плохих решений Коммунистической партии заставит мир пересмотреть действительно критическую инвестиционную предпосылку: правительство Китая знает, что оно делает.
Теперь людям откроется правда - китайская экономика может в настоящее время быть слишком большой и сложной, чтобы правительство смогло ее контролировать. Это приведет к фундаментальной переоценке риска для Китая.
Фондовый рынок Китая не так уж велик, но из-за существующих на нем правил он резко ограничивает иностранные инвестиции. Таким образом, последствия обвала фондового рынка закончатся трагедией. Тем не менее, Китай огромен и полностью интегрирован в мировую экономику. Последствия политической нестабильности в Китае или истинного кризиса в экономике могут стать реальностью. И в первую очередь все это напрямую коснется китайского народа.