Українські винороби наледві конкурують за ціною з європейським імпортом - гендиректор ТД "Інкерман"
Украинский рынок вина в связи с подписанием зоны свободной торговли с ЕС столкнулся не только с новыми возможностями, но и со сложностями. По отрасли также мощно ударила аннексия Россией Крыма.
О вызовах и тенденциях виноделия в Украине в интервью "Интерфакс-Украина" рассказала генеральный директор ТД "Инкерман" Анна Горкун.
Вопрос: Все мощности группы компаний InkermanInternational были расположены в Крыму. Расскажите, с какими проблемами в правовом поле столкнулась ваша компания? Как проходил процесс перерегистрации в Украине?
Ответ: Да, до 2014 года все наши производственные мощности действительно находились только в Крыму. Но в 2014 году холдинг Inkerman International AB (Швеция) зарегистрировал дочернюю компанию ООО "Торговый дом "Инкерман" с головным офисом в Киеве и перенес розлив тихих вин в Херсонскую область. Игристые же вина, как разливались, так и продолжают разливаться в Одессе. Сложностей с регистрацией компании не было, вся ее деятельность ведется в рамках украинского законодательства. За 2015 год мы уплатили в украинский бюджет более 25 млн грн налогов. С появлением ООО "Торговый дом "Инкерман" холдинг разделился на две независимые бизнес единицы – крымскую и материковую. По законодательству Украины у нас нет возможности взаимодействовать с родным крымским активом, куда акционерами было вложено более EUR40 млн инвестиций. Более 2000 наших сотрудников также осталось в Крыму. Понятно, что мы в ответе и за свое детище, и инвестиции акционеров, и за рабочий коллектив. Поэтому завод в Крыму продолжает работать и реализовывает свою продукцию на полуострове, в России и Китае. Он не является ни контрагентом, ни собственностью компании в Украине и остается отдельной структурной единицей в холдинге.
Вопрос: На каких мощностях вы разливаете свои тихие вина с переносом их производства на материковую Украину? Почему были выбраны именно эти мощности?
Ответ: С августа 2014 года мы производим наши тихие вина на базе предприятия Дома марочных коньяков "Таврия" в Новой Каховке в Херсонской области. Эти мощности были выбраны по причине их месторасположения вблизи виноградных хозяйств, чей виноград мы используем для производства наших вин, а также уровня их технологических возможностей. Перед нами стояла достаточно сложная задача найти надежного партнера в ситуации, когда ты приходишь в чужой дом со своим самоваром. Обязательным требованием для нас была не только хорошая репутация и единое с нами виденье виноделия, но и их открытость для того, чтобы мы смогли 24 часа в сутки и семь дней в неделю находиться на предприятии и контролировать весь процесс производства. На такое условие идут далеко не все. Что касается игристых вин, то их розлив как был изначально, так и остается в Одессе на мощностях "Одессавинпрома".
Вопрос: Как вы контролируете качество своей продукции, ведь на этих заводах розлив продукции осуществляет не только ваша компания?
Ответ: В Новой Каховке у нас находится свой винодел-технолог, в Одессе – директор по качеству. Каждый из них постоянно посещает площадки друг друга, чтобы соблюдать свою зону ответственности во всем процессе – от приемки винограда до розлива вина в бутылку. А так как никто так хорошо не знает, каким должен быть продукт, как его создатели, наш винодел и директор по качеству переехали из Крыма. Стабильность не только качества, но и стиля наших вин мы обеспечиваем тем, что та команда, которая работала над созданием линеек TM INKERMAN на заводе в Крыму, занимается теперь этим для Торгового дома.
Сырье отбирается нашими специалистами и только потом согласовывается по параметрам качества специалистами площадки розлива. Какие-то нюансы по пробке, по бутылке у нас тоже свои. Все бутылки у нас уникальные и производятся специально под заказ.
Вопрос: Откуда компания берет сырье, и ощущался ли его дефицит в Украине в связи с невозможностью поставок сырья с Крыма?
Ответ: Да, дефицит ощущается. После того, как Крым был аннексирован, не сразу действовал запрет на перемещение товаров между Крымом и материковой частью Украины. До того часа, пока запрета не было, мы постарались максимально обеспечить себя крымским сырьем и завести его на производственные площадки на материке. Дефицит начал ощущаться в 2015 году, когда из 60 тыс. га виноградников Украины 30 тыс. га осталось в Крыму. Поэтому, если сравнить цены на украинское сырье в 2014-м, 2015-м и в 2016 гг., то они отличаются в два раза. Нам, как компании, которая дорожит своей репутацией, пришлось искать пути решения, чтобы политические турбулентности не повлияли на качество нашего продукта. В первую очередь мы покупаем виноград, выращенный на украинской земле руками украинских виноградарей в Одесской, Николаевской и Херсонской областях. Но когда нам не хватает хорошего сырья в Украине (а вы наверно знаете, что прошлый год был не очень урожайным), мы не идем на компромисс с качеством. Вино – продукт честный и не терпит каких-то уловок. Поэтому мы платим высокую цену и закупаем дефицитное сырье за границей. Мы работаем с Молдовой, ведем переговоры с Македонией. Именно эти факторы и объясняют периодический рост цен на нашу продукцию на полке.
Вопрос: Многие потребители до сих пор ассоциируют ТМ "INKERMAN" исключительно с Крымом. Как изменится стратегия позиционирования продукции на украинских полках в связи с тем, что для украинского рынка ваше вино производится из украинского сырья и на украинских мощностях?
Ответ: Да, вы правы. Многие до сих пор продолжают ассоциировать ТМ "INKERMAN" с Крымом, и мы этим гордимся. Значит, у нас получилось достичь цели и при всех ограничениях сохранить привычный и любимый для потребителя стиль нашего вина, аналогов которому на рынке нет. Мы гордимся тем, что Крым – часть нашей истории, которую мы будем все вместе писать еще много десятилетий, а то и столетий. Искусство виноделия не знает границ и политических красок. По стилю (органолептике) наше вино осталось таким, как и пять лет тому назад. И это вполне легко объясняется. Как я уже говорила, команда экспертов осталась прежней, вино по-прежнему продолжает производиться по классической технологии. Наши специалисты управляют процессом производства и контролем качества вина на каждом этапе – от виноградной лозы до розлива в бутылку. Если же говорить об информированности потребителя, то мы даем полную информацию о том, где произведен продукт, и какое сырье в нем используется, на контрэтикетке на каждой своей бутылке. Если Вы возьмете в руки любую бутылку нашего вина, то увидите, что там местом производства указана Новая Каховка или Одесса.
Вопрос: Сократилась ли доля компании на рынке Украины? Если да, с чем это связано?
Ответ: Если сравнивать 2013-й и 2015 год, то наша доля рынка в Украине увеличилась с 12,7% до 16%. Это связано с уходом крымского вина и с подорожанием импортных вин. Нам также удалось нарастить долю благодаря грамотной ассортиментной политике, поскольку в нашем портфеле присутствуют вина как среднего ценового сегмента, так и более высокого. Что показательно, в структуре наших продаж 48% припадает на ценовой сегмент 60-80 грн за бутылку, и еще 28% – на сегмент 40-50 грн. В 2015 году ООО "Торговый дом "Инкерман" реализовал на рынке Украины 864,5 тыс. дал тихих вин и 123,58 тыс. дал игристых. Увеличение продаж игристых вин составило 52% по сравнению с 2014 годом.
Вопрос: Планируете ли вы увеличение производства игристых вин на 2016 год?
Ответ: Да, мы планируем увеличить объемы производства игристых вин по сравнению с прошлым годом с 800 тыс. бутылок до 2,2 млн. Такие амбициозные цели считаем выполнимыми: спрос на нашу продукцию высокий. У нас четыре позиции игристого, и понятно, что при планах производства 2,2 млн бутылок нелегко было найти качественное сырье. Как мне кажется, мы скупили все качественное, что было в Украине, и докупили великолепные сорта в Молдавии, которые, к сожалению, на украинском рынке просто отсутствовали.
Вопрос: Какие новые рынки были открыты за последние два года для поставок?
Ответ: Если говорить в разрезе всего холдинга, то был открыт рынок Китая. Если говорить конкретно о Торговом доме "Инкерман", то производство в Херсонской и Одесской областях дало нам возможность рассматривать поставки вина на рынок Европы. Собственно, сделать из локальной торговой марки интернациональную – бизнес-стратегия, которую акционеры не меняют вопреки сложностям. Мы склонны расценивать события последних двух лет как обстоятельства, которые ускорили этот процесс. Появление ТД "Инкерман" на материковой Украине – лишь этап на пути достижения поставленной цели сделать нашу марку известной во многих странах. На сегодняшний день наша задача №1 – укрепить свою позицию лидера на украинском рынке. Мы видим для себя возможность для еще большего укрупнения. А когда нам через год-два станет тесно у себя дома, тогда мы начнем двигаться в Европу. И сделаем это красиво и эффектно, так, чтобы запомниться и полюбиться.
Вопрос: Вы рассматриваете возможность розлива продукции под своей торговой маркой не в Украине?
Ответ: Торговый дом "Инкерман" входит в группу компаний Inkerman International, которая основана в Швеции. Рынок, который мы завоевали в Украине, никогда не был самоцелью холдинга, как я говорила ранее. Мы изначально были ориентированы на развитие вширь по всему континенту. Торговый дом "Инкерман" – это отправная точка реализации европейских перспектив. Розлив в ЕС вполне вероятен с учетом того, что там виноделие ценят и по достоинству относятся к нему. Но прежде нужно обеспечить себе надежный тыл дома.
Вопрос: Что ожидает украинский рынок вина в связи с подписанием зоны свободной торговли с ЕС?
Ответ: Конечно же, это новые возможности, но в то же время и новые сложности и вызовы. Перспективы экспорта в Европу заставят задуматься многих крупных украинских производителей над вопросом качества своей продукции, чтобы быть конкурентными не только у себя дома, но и на европейских рынках, где история виноделия превосходит нашу. Но, как вы понимаете, у каждой медали всегда есть две стороны. Единственное, о чем хотелось бы прокричать так, чтобы услышали наши парламентарии, – поддерживайте в первую очередь отечественных производителей и не забывайте, что именно благодаря им генерируются рабочие места, уплачиваются налоги и развивается независимое государство.
Вопрос: Что вы подразумеваете, говоря о поддержке государства? Речь идет о возвращении виноградарям 1,5%-ного сбора?
Ответ: Полуторапроцентный сбор – это только один из элементов того необходимого, что надо сделать. Помимо этого, необходимо поддержать аграриев в развитии собственной сырьевой базы, ведь это довольно долгая инвестиция по своей отдаче, и без поддержки со стороны правительства является практически неподъемной задачей. Например, в Испании виноградари получают от государства 50% возврата инвестиций в посадку виноградников. На сегодняшний день в законопроектах и подзаконных актах Украины нет ничего, чтобы решить проблему, возникшую с потерей территории Крыма как сырьевой базы. Министерство агрополитики и Кабмин вообще никак не защитили винодельческую отрасль. К тому же на сегодняшний день по украинскому законодательству виноградник считается биологическим активом, а не объектом недвижимого имущества. Поэтому для банков он не интересен, и привлечь кредитные средства под него невозможно.
Когда органы власти говорят нам, что мы идем в Европу, мы целиком поддерживаем эту стратегию. Но мы хотим, чтобы за этим последовали правильные действия. Например, в европейском законодательстве нет запрета на рекламу вина, и миллионные бюджеты выделяются на поддержку отрасли. У нас же нет механизма продвижения отечественного вина на рынке. Налоговая политика Украины сейчас вообще никакой критике не подлежит. За последний год были повышены акцизы, налог на землю увеличили практически в 2,5 раза. В ЕС же вообще нет акциза на вино, и у них оно считается продуктом питания.
Поверх всего этого в Украине с каждым годом в рамках договора о зоне свободной торговли либерализируют импортную пошлину для вин из ЕС. Кроме того, импортная пошлина на ввоз готовой продукции ниже, чем пошлина на ввоз сырья. Таким образом, создаются преференции для ввоза готовой импортной продукции.
Что же получается? Мало того, что у нас нет своего сырья в достаточном объеме, так при полном отсутствии поддержки со стороны правительства мы способствуем открытию дверей для иностранных производителей. Нам сложно конкурировать в цене с европейским импортом - в Европе для производителей вина есть существенные государственные льготы, дотации и маркетинговые бюджеты, которые покрываются за счет государственных программ, направленных на поддержку отрасли. Украинский же производитель предоставлен полностью сам себе. Удерживать низкую цену при таких обстоятельствах невозможно. В итоге мы вынуждены поднимать цену и надеяться на то, что наш потребитель не только патриот, который будет отдавать предпочтение отечественному вину, но и понимает, что цена оправдывает качество. В таких условиях необходимо защитить внутренний рынок. Например, даже членство в ВТО дает возможность пользоваться механизмами поддержки отрасли в кризисные периоды, а значит, мы можем говорить о том, что хотя бы у импорта и внутреннего продукта должны быть равные возможности. Почему бы не предусмотреть в торговых точках обязательную представленность товаров в пропорции 50/50.
Вопрос: Ваша компания рассматривает возможность инвестировать в высадку новых виноградников?
Ответ: Я бы сказала, что при действующей политике государства в отношении отрасли это бессмысленно. Но учитывая, что мы свой бизнес делали более 55 лет и не собираемся его продавать, а хотим развивать, радовать своего потребителя качественным продуктом, и делать это во все больших масштабах, то, конечно, вопрос сырьевой площадки актуален для нас. Это не вопрос, хотим ли мы этого, а вопрос, когда мы это сделаем. А сделаем мы это тогда, когда государство повернется к нам лицом.
Вопрос: Как вы считаете, в среднесрочной перспективе в Украине малые виноделы смогут составить конкуренцию крупным?
Ответ: Я не считаю, что они могут составить конкуренцию, но думаю, что они могут создать очень благоприятную среду для украинского виноделия. Чем больше будет мелких производителей вина, тем лучше. Мы все отстаиваем интересы мелких виноделов. Без них нет рынка как такового. Не может быть рынок трех-пяти производителей, во Франции их тысячи. Мелким виноделам очень тяжело начинать сейчас работать в этой отрасли. Что им надо пройти, чтобы запустить производственную площадку, купить лицензию на оптовую торговлю в 500 тыс. грн? Это все увеличивает окупаемость инвестиций, которая и так на сегодняшний момент составляет пять-восемь лет.
Вопрос: Вы поддерживаете необходимость отмены лицензии на оптовую торговлю для крупных виноделов?
Ответ: Сейчас активно лоббируется идея об отмене лицензии на оптовую продажу. Торговый дом "Инкерман" за то, чтобы эту лицензию отменить, но против того, чтобы ее отменили по той редакции законопроекта, которая внесена в парламент. Согласно этому документу, отмена лицензии предусмотрена только для мелких производителей, которые производят свою продукцию из 100% собственного сырья. Во-первых, в Украине отсутствует процедура контроля, действительно ли ты производишь только из собственного сырья. Лицензия должна быть отменена для всех. И то, через что проходят мелкие предприятия, крупные тоже проходили, и им руку помощи никто не протягивал.
Вопрос: Сравните ставки акцизов на российском и украинском рынках? В какой законодательной системе проще работать?
Ответ: В каждой законодательной системе есть свои нюансы, поэтому однозначно здесь ответить нельзя. Дело в другом. Нашим кредо всегда было и остается развитие виноделия, которому на наших предприятиях посвятило жизнь не одно поколение виноградарей и виноделов. И никакие геополитические события не повлияют на наше стремление следовать своему кредо. Инкерманский завод марочных вин был создан еще в 1961 году. С тех пор многое менялось, и власть в том числе. Нашим государством же всегда оставался винодельческий рынок, нашим правительством – наши технологи и эксперты с различных уголков мира. Наш парламент – это наша международная команда менеджмента.
Если же вам интересно сравнить акцизы российского рынка с украинскими, то в России с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно акциз на 1 литр тихого вина будет составлять 9 руб., на 1 литр игристого вина – 26 руб. В Украине в 2016 году эти цифры – 5 коп. и 7,29 грн на 1 литр соответственно.
Вопрос: Какие планы на 2016 год? Планируете запускать новые продукты? В каких категориях?
Ответ: New Product Development является центральной частью нашей стратегии. Исторически Inkerman всегда был маркет-ориентированной компанией. Конечно, нестабильная макросреда последних двух лет внесла корректировки в наши планы и заставила в значительной степени пересмотреть нашу портфельную стратегию и быть очень осторожными с изменениями. Но мы по-прежнему смотрим на рынок "глазами потребителя" и надеемся в ближайшее время приятно удивить не только лояльных потребителей нашей марки, но и любителей вина в целом.
Вопрос: Кто является акционером компании? Изменились ли их доля за последние два года?
Ответ: За последние два года ничего не менялось. Акционерами холдинга Inkerman International AB являются инвестиционный фонд HTT BWH Holding Ltd (Финляндия, 40%), EKSEN INVESTMENTS LIMITED (Кипр, 40%), пакетом акций которой управляет председатель совета директоров Валерий Шамотий, и LORIMER VENTURES LIMITED (Кипр, 20%), акциями которой управляет американский инвестиционный фонд Horizon Capital.