УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Европейские страсти по бюджету

Европейские страсти по бюджету

Первый в 2013 году Саммит ЕС, прошедший 7 и 8 февраля в Брюсселе, дал ответ на самый волнительный для Европы вопрос: быть или не быть семилетнему бюджету в Евросоюзе. Надо отметить, что переговоры между представителями 27 стран-членов ЕС проходили тяжело, ведь каждое государство билось едва ли не на смерть, защищая свои национальные интересы. Оно и неудивительно: утвержденные в евробюджете статьи доходов и расходов дают каждой стране четкое понимание – сколько денег нужно будет отдать в евроказну, а сколько денег можно будет потратить из евроказны в период с 2014-го по 2020-й годы. Причем перечень направлений, которые финансируются из общего еврокотла самые разные: начиная инфраструктурными проектами и заканчивая образовательными программами. Поэтому вполне понятно, почему принятие европейского бюджета проходит в обстановке яростных дебатов.

Видео дня

Справедливости ради стоит отметить, что масла в огонь нынешних совещаний касательно темы евробюджета добавлял и негативный фон долгового кризиса в ЕС. Если говорить проще, то сейчас для всех стран-членов ЕС весьма важно выбить лишний миллиончик евро на те или иные расходы и в то же время максимально снизить сумму отчислений в евроказну. Ведь с учетом того, что Европа находится в кризисе и идет по пути максимальной экономии, многие еврогосударства опасаются, что их интересы будут или ущемлены, или не учтены вовсе. Особенно это касается тех стран, экономики которых испытывают серьезные проблемы. В частности, речь идет об Италии, Испании. Или может затронуть те государства, которые получают внушительные суммы поддержки из евроказны. К примеру, здесь свои интересы лоббирует Франция, которая получает львиную долю субсидий от ЕС на поддержку сельского хозяйства.

Кто заказывает музыку

Однако какие бы цели ни преследовали все страны-члены ЕС, обсуждая финансовую концепцию семилетнего бюджета и отстаивая свое видение его наполнения, всем этим группкам по интересам трудно противостоять мнению лидирующих стран Европы. Как говорится, против сильных мира сего один в поле не воин. Так было и на брюссельском саммите ЕС. Самое мощное лобби в решении бюджетного вопроса в эти дни составили представители таких стран, как Великобритания, Германия, Дания, Нидерланды и Финляндия. Надо отметить, политические деятели от этих государств, экономики которых сейчас являются крупнейшими и наиболее стабильными в регионе, фактически решили судьбу семилетнего евробюджета. И готовились евролидеры во главе с канцлером Германии Ангелой Меркель весьма тщательно.

Накануне февральского саммита в Брюсселе Меркель провела отдельное совещание с президентом Франции Франсуа Олландом. К слову сказать, такие немецко-французские встречи в преддверии серьезных европереговоров уже стали традиционными. После этого парочка встретилась для консультаций с представителями других стран-лидеров ЕС – британским премьер-министром Дэвидом Кэмероном, итальянским премьером Марио Монти, испанским премьером Мариано Рахоем. В ходе этих совещаний "большая пятерка" в принципе и пришла к своему видению компромиссного варианта бюджета на 2014-2020 годы. Когда ключевые цифры были согласованы между собой, Ангела Меркель ринулась в бой уже на сцене брюссельского саммита.

Не секрет, что в вопросе формирования семилетнего евробюджета Германия наравне с Великобританией являются ключевыми лоббистами существенного сокращений как доходной, так и расходной частей. По мнению Кемерона и Меркель такой шаг абсолютно оправдан с учетом того, что многие национальные экономики, особенно южного региона, живут в условиях жесткой экономии. Мол, если бюджетная политика на национальном уровне работает по правилу "затягивания поясов", то почему евробюджет должен роскошествовать?

Галерка недовольна

К чему стремились, того и добились. Впервые за более чем полувековую историю существования ЕС, на брюссельском саммите был согласован дефицитный евробюджет. Если говорить точнее, то расходная часть утверждена на уровне 960 млрд. евро, а доходная (состоит из взносов стран-членов ЕС – прим. авт.) составит всего лишь 908 млрд. евро. За счет чего решить проблему финансового разрыва в сумме 52 млрд. евро, евролидеры пока не знают, откладывая решение этого вопроса, как говорится, на завтра. Правда, есть мнение, что дефицита может и не быть. Мол, часто бывает так, что страны не используют предоставленные им средства в полном объеме, соответственно, эти излишки и могут потом сработать в плюс. Может, так и вся сумма дефицита "наскребется"?

Как бы там ни было, но если говорить об общих параметрах семилетнего бюджета, то, по мнению отдельных европолитиков, получились они в итоге скандальными. Дело в том, что многим странам не нравится, что на брюссельском саммите был утвержден на 3% меньший объем бюджета 2014-2020 годов, нежели действующий в 2007-2013 годах.

В частности, вот что по этому поводу заявил председатель Европейского парламента Мартин Шульц: "То, что происходит сейчас в Брюсселе, похоже на отвлекающий маневр. Принимать бюджет с дефицитом запрещает закон. Такую политику серьезной назвать нельзя".

Сколько стоит танец

Еще одной серьезной темой для критики со стороны многих европолитиков являются согласованные в Брюсселе параметры расходных частей евробюджета. Перечислим основные пункты.

1.Сельскохозяйственные субсидии. В проекте озвучена цифра в 373 млрд. евро. Для сравнения: в бюджете на 2007-2013 годы расходы составили 421 млрд. евро. Получается, что сокращение субсидий составило 3% - с 42% (в 2007-2013-м) до 39% (в 2014-2020-м).

2. Дотации пятнадцати странам ЕС – Болгария, Кипр, Чехия, Эстония, Греция, Ирландия, Польша, Латвия, Венгрия, Мальта, Португалия, Румыния, Испания, Словакия, Словения. Расходы здесь урезаны на 30 млрд. евро - с 355 млрд. евро (в 2007-2013-м) до 325 млрд. евро (в 2014-2020-м).

3. Создание рабочих мест. Тут расходы выросли. В бюджете 2007-2013 было предусмотрено 91 млрд. евро. В проекте 2014-2020 уже имеем 126 млрд. евро.

4. Административные расходы. Здесь также рост. Было 57 млрд. евро (2007-2013-е). Стало 62 млрд. евро (2014-2020-е).

5. Инновации: энергетика, транспорт, интернет. Статья урезана в расходах. Планировалось предоставить 50 млрд. евро, но в итоге было выделено только 29 млрд. евро.

Как видим, львиная доля расходов урезается существенно. И это не может не оказаться безболезненным для тех стран, которые рассчитывают на эти деньги из евроказны. В связи с этим, европолитики не исключают того, что проект семилетнего бюджета, согласованный в Брюсселе, будет неоднократно пересматриваться.

Надо сказать, согласно процедуре принятия бюджета в ЕС, для "перекройки" тех или иных параметров будет полно возможностей. Так, сначала Европейский совет министров финансов должен провести детализацию, в частности, озвученных выше цифр и подготовить соответствующий проект бюджета. Далее – документ должен быть принят в Европарламенте. А с учетом того, что бюджет 2014-2020 подвергается серьезной критике, не факт, что он будет в итоге принят.

Комплименты со знаком "минус"

Отметим, нынче европейские чиновники весьма активно обсуждают тему бюджета. Вернее - критикуют. В качестве примера стоит привести пару цитат.

"У Европейского парламента нет оснований быть довольным этим бюджетом", - считает комиссар по бюджетным вопросам Януш Левандовски.

"Некоторые положения этого соглашения создают ограничения для необходимых инвестиций, что окажет негативное действие на развитие регионов, нуждающихся в поддержке", – отмечает комиссар по региональной политике ЕС Йоханнес Хан.

В Прибалтике вообще поговаривают о том, что не готовы поддержать нынешнюю версию европейского бюджета. А четыре группы депутатов Европарламента - наиболее многочисленные и влиятельные - консерваторы, социал-демократы, либералы и зелёные отмечают, что брюссельский компромисс их не устраивает, поэтому политики готовятся к дальнейшим бюджетным дебатам.

Как долго еще будут длиться эти дебаты – трудно сказать. Однако у европолитиков есть не так уж и много времени. Новый семилетний бюджет должен вступить в силу с 1 января 2014 года. Если же этого не произойдет, тогда лидерам ЕС придется ежегодно собираться на бюджетных саммитах, чтобы вновь и вновь принимать основной финансовый закон объединенной Европы. Это не лучший сценарий, ведь в таком случае трудно прогнозировать развитие евроэкономики, а также проводить те или иные реформы в рамках долгосрочной перспективы.