УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

В шахту за прибылью

В шахту за прибылью

Последние пару лет покупка угледобывающих предприятий интересует инвесторов все больше и больше. Есть желающие приобрести шахты в Украине, в России, в Австралии, в других странах.

Эксперты говорят, что виной всему высокие цены на нефть и газ. Правда, по их мнению, качественный товар давно приватизирован. А в старые угольные предприятия никто не торопится вкладывать. Ситуацию с угольными активами изучал "Обозреватель".

Корпоратизацию отложили

В Украине решение о приватизации шахт приняли в прошлом году. Н только в апреле нынешнего года правительство утвердило порядок проведения аукционов и конкурсов по продаже имущественных комплексов, пакетов акций угледобывающих предприятий, согласно которому потенциальные покупатели должны направить в Минэнергоугля инвестпроект объекта приватизации.

Еще один шаг последовал в июне. По решению Фонда государственного имущества (ФГИ) Украины семь угольных предприятий Донецкой области выставлены на продажу осенью текущего года. Но предпродажная цена их пока неизвестна.

По мнению аналитиков, вряд ли эти шахты купят украинские инвесторы. Слишком слаб потенциал этих предприятий, да и рынок в дремучем состоянии. Его оживления многие аналитики ожидают в 2014-1015 годах.

А выставление на продажу государственных угледобывающих предприятий связывают с убыточностью шахт, находящихся в госсобственности. В первом квартале нынешнего года они увеличили убытки от выпуска товарной продукции относительно аналогичного периода прошлого года на 52% - до 3,683 млрд гривен.

Возможно, поэтому Кабмин перенес начало корпоратизации государственных угольных предприятий на 2014 года, хотя ранее это планировалось на 2013 год. В список таких шахт вошли предприятия Донецкой и Луганской областей, а также "Волыньуголь" и "Львовуголь".

Для последней шахты, по мнению экспертов, сложно будет найти инвесторов из-за качества угля. Содержание серы в нем более 2%, теплотворность низкая, зольность крайне высокая.

Стоит отметить, что последние два года в Украине говорят о планах перехода на жесткий режим экономии энергоресурсов. Причина - высокая цена на российский газ, намерения заместить его углем.

Тем временем на украинские шахты поглядывают из Польши. Так, крупнейшая польская угольная компания JSW в апреле 2013 года заявляла о намерениях выйти на украинский угольный рынок через покупку местных активов. Речь идет о предприятиях по добыче коксующего угля.

Кстати, большинство из них – государственные. Из частных можно отметить "Покровское" (собственник - Виктор Нусенкис) и "Краснодонуголь" (входит в "Метинвест" Ахметова).

Ростов нарасхват

Некоторые российские угледобывающие предприятия тоже нарасхват. Так, угольные шахты Ростовской области в последнее время пользуется большим спросом. В начале нынешнего года московская компания "Кингкоул" приобрела 100% акций ОАО "Угольная компания "Алмазная", ОАО "Замчаловский антрацит", и сразу несколько ЗАО - "Ростовгормаш", "Гуковпогрузтранс", "ГуковТелеком".

И уже за первый месяц владения этими активами москвичи заключили контракты на оборудование на сумму 360 млн. рублей, 50% техники ввели в эксплуатацию. К 2014 году "Кингкоул" планирует добывать 4 млн. тонн угля в год.

А в июне прошлого года Антимонопольный комитет Украины разрешил крупнейшему частному энергохолдингу Украины Донбасской топливно-энергетической компании (ДТЭК) приобрести у группы "Ростовский антрацит" ростовские активы - шахтоуправление "Обуховская" и "Донской антрацит". Пресс-служба ДТЭК сообщила тогда, что приобретая угледобывающие предприятия, компания обеспечит дополнительной ресурсной базой свои украинские энергогенерирующие активы.

Причем в момент приобретения ДТЭК в июле прошлого года эти шахты находились не в самом лучшем состоянии и требовали хороших вложений.

И это не первая попытка украинского бизнеса ступить на российский угольный рынок. В 2007-2008 годах компания Рината Ахметова вела переговоры о покупке шахты им.Чиха, тоже в Ростовской области. Но тогда сделка не состоялась из-за предбанкротного состояния шахты.

Тем не менее, интерес к ростовским шахтам не удивляет. Ростовская область является основной угольной базой Северо-Кавказского региона. Производственная мощность девяти действующих угольных шахт этой области - 9,5 млн. тонн в год, запасы действующих шахт - 285 млн. тонн. Разведанные угольные ресурсы для новых шахт - 6,5 млрд. тонн. Для сравнения: подтвержденные запасы угля во всей Украине – более 34 млрд тонн.

"Тусовка" мировых угольных активов

Но одно дело – заявить об интересе к угольным активам, другое – приобрести их. Три года назад японская компания JFE Holdings Inc., второй по величине производитель стали в стране, заявила о планах потратить 2,2 млрд. долларов на покупку активов по добыче железной руды и угля. Для того, чтобы повысить обеспеченность собственным сырьем в два раза.

Речь шла об активах в Австралии и Бразилии. Но пока что, судя по квартальному отчету нынешнего года, японцы так и не обзавелись угольными активами.

В то же время горнодобывающая компания BHP Billiton хочет продолжить продажу своих угольных активов. Компания приняла такое решение, так как рентабельность ее предприятий сдерживается инфляцией, цены на уголь снижаются.

А сырьевые компании Rio Tinto и Glencore Xstrata могут скоро объединить свои активы в Австралии, для того, чтобы противостоять высоким расходам и низким ценам на уголь. Цены на уголь в обеих компаниях достигли трехлетнего минимума в 2012 году и приблизились к 100 долларам за одну тонну.

На данный момент снижение цен на уголь неприемлемо для большинства мировых производителей, считают эксперты. Учитывая рост австралийского доллара с марта месяца нынешнего года, себестоимость поставок угля из Австралии, крупнейшего игрока на мировом угольном рынке, может увеличиться.

Лучшее давно приватизировано

Выгодны ли угольные активы на сегодняшний момент? И кого могут заинтересовать украинские шахты, выставленные на продажу? Об этом мы поинтересовались у экспертов.

Управляющий партнер компании "Финансовая студия", кандидат экономических наук Евгений Невмержицкий считает, что угольная отрасль является одной из наиболее капиталоемких и требующих длительного времени на возврат инвестиций, что может затянуться на десятки лет.

"Также данная отрасль является трудоемкой, и социальный фактор в вопросе добычи угля занимает одно из первых мест, - сказал "Обозревателю" Невмержицкий. - Поэтому, даже при убыточности отрасли в целом или отдельных предприятий государство вынуждено их датировать, так как решение социальных вопросов может стоить дороже, чем покрытие убытков".

При этом государство не является эффективным собственником, и приватизация угольных предприятий решает целый ряд вопросов, начиная от получения дополнительных денег в бюджет до решения вопросов модернизации, так как, к сожалению, денег в бюджете не хватает на соблюдение элементарной техники безопасности, отметил эксперт.

"Повышение интереса к украинским активам угольной отрасли можно объяснить общими мировыми тенденциями, выходом ряда крупных игроков на IPO, а также повышением популярности твердого топлива на мировых рынках, - считает Невмержицкий. - Для Украины, на мой взгляд, безусловно, важно использовать данную ситуацию и готовить госпредприятия угольной промышленности к продаже, заботясь об интересах вовлеченных в производство людей. В выигрыше останутся все".

По мнению эксперта, и украинские частные владельцы акций угольных предприятий с удовольствием рассмотрят вопрос продажи своих угольных активов зарубежным инвесторам.

Заместитель директора научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев заметил, что тренд интереса к угольным активам появился несколько лет назад, так как в развивающихся странах, в которых импортируют энергоресурсы, обратили внимание на уголь из-за высоких цен на нефть и газ.

"В странах БРИК, также в Украине, цены на газ и нефть растут, - сказал "Обозревателю" Рябцев. - Появилась заинтересованность у сторон, которые владеют свободными средствами для вложений в эти активы на длительную перспективу. Замечу, эти активы не для тех, кто уже сегодня хочет получить прибыль. Вложения в энергетику требуют длительного времени".

Эксперт выразил сомнение, что в Украину пойдут европейские, в частности, польские деньги для покупки угольных активов.

"У меня большие сомнения, что их пустят на наш рынок, - заметил Рябцев. - Наши лучшие угольные активы давно приватизированы".

По мнению эксперта, лучше тем же полякам, заявившим об интересе к украинским угольным активам, вкладываться в разработку собственных месторождений . При этом, Рябцев заметил, что хотя Польша и лидер по добыче угля в Европе, но качество его похуже нашего.