Блог | Антрацит головного мозга
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Саша Стоматолог и другие бенефициары антрацитовых схем стали зарабатывать еще больше чем до блокады. Только антрацит этот теперь украинским даже условно назвать нельзя – он либо российский, либо сепарский.
Еще в конце мая я писал, что Славянская ТЭС, входящая в состав "Донбассэнерго" (формальный собственник Гуменюк, но по факту – Александр Янукович) интенсивно наращивает запасы антрацита. Согласно данным ГП НЭК "Укрэнерго" запасы антрацита на Славянской ТЭС выросли за одну лишь ночь в 4 раза - на 90 тыс. тонн. Еще 30 мая они показывали 34 тыс. тонн, а уже 31 мая – 124 тыс. тонн. Этот антрацит "Донбассэенрго" жжет для производства электроэнергии. А электроэнергию продает "Энергорынку" по цене импортного угля. Но вот незадача – никаких контрактов на поставки ни из Роттердама, ни из ЮАР, ни из Австралии у "Донбассэнерго" нет! А в Украине антрацит добывают только на неконтролируемой территории.
У меня возникли обоснованные подозрения – а не контрабанда ли это из ОРДЛО? С этой целью я направил депутатский запрос в Службу безопасности Украины. И вот на днях пришел ответ СБУ. Оказывается этот уголь …российский. И поставлен он ООО "Энергоинвест трейдинг", которая, в свою очередь, приобрела его у российского ООО "Южтранс" (РФ, Ростовская область, г. Шахты).
Читайте: России донецкий уголь нужен не больше, чем прошлогодний снег
Я оставлю за скобками гипотезу о донбасском происхождении этого антрацита. Ведь согласно официальным данным РЖД из той части Донбасса, которая находится под контролем боевиков, в РФ вывозятся сотни тысяч тонн угля. С учетом того, что Россия в отношении антрацита страна профицитная (добывают больше, чем потребляют), то украинское направление его сбыта напрашивается само собой.
Но даже если в данном конкретном случае уголь не украли на захваченных украинских шахтах, а действительно добыли в Ростовской области – что это меняет для нас? Из антрацитовой зависимости от ОРДЛО Украина сползает в аналогичную зависимость от РФ.
И "Донбассэнерго" совсем не исключение из правил. Другая генерирующая компания – государственная (!) "Центрэнерго" - пыталась заключить договор на поставку 700 тыс. тонн антрацита с грузинкой фирмой Saqnakhishvili GIG Group. Только есть два нюанса. Уголь эта кампания добывает, конечно, но не тот - бурый и всего 400 тыс. тонн в год. А завезти планировали антрацит. Антрацитом грузины тоже занимаются – импортируют его в Грузию из РФ. Под давлением экспертного сообщества эту затею снесли и тендер был отменен. Понимаете, какой уголёк планировали нам завезти?
Читайте: В Донецке есть украинское ТВ?
ДТЭК Ахметова тоже возит антрацит из РФ. Правда, клянутся, что только на Луганскую (Счастьинскую) ТЭС, на которую после блокады ведет единственная оставшаяся железнодорожная ветка – из России. Но совершенно же очевидно, что если другим позволено, то и ДТЭК забросит свои распиаренные контракты на поставки из ЮАР и начнет покупать более дешевый российский уголь и для остальных своих антрацитовых ТЭС.
Но и на этом "зрада" не заканчивается. Если в начале истории мой интерес вызывали источники поставок антрацита, то в процессе проявились факты, которые вообще на голову не налазят. Оказалось, что режим ЧС (чрезвычайной ситуации) в энергетике позволяет генерирующим компаниям, имеющим антрацитовые ТЭС зарабатывать баснословные прибыли на простое. И здесь снова отличилось "Донбассэнерго". Поточный тариф "Донбассэнерго" - 32 грн/кВт-ч (а в апреле были вообще 96 грн/кВт-ч). Чтоб вы понимали это в десятки раз выше, чем стимулирующий "зеленый тариф" для альтернативной энергетики!
Читайте: Особый статус Донбасса "завис" в Молдове
Схема такая:
1. "Донбассэнерго" по бумагам показывает минимальные запасы антрацита на Славянской ТЭС.
2. Славянскую ТЭС переводят в резерв, устанавливают космический тариф и подключают время от времени небольшими объемами.
3. За эти минимальные "эксклюзивные" объемы выработки платят запредельные суммы.
А главное - сверхвысокие тарифы стимулируют "Донбассэнерго" и далее не осуществлять легальные поставки дорогого импортного антрацита из ЮАР, а по мелочам жечь то ли российский уголь, то ли дешевый сепарский контрабас. Я сам много лет занимался бизнесом. Я знаю, что такое бизнес и его проблемы. Но это не бизнес – это РАСПИЛ! Тупой примитивный распил и никакого отношения к бизнесу он не имеет. Я уже начинаю сомневаться, что в "Донбассэнерго" остался Саша Стоматолог. Не исключаю, что в доле некоторые власть предержащие "патриоты" в вышиванках.
Читайте: Как "ДНР" убивает углепром на Донбассе
Мораль сей басни такая – никакие запреты или блокады не заставят барыг и мародеров отказаться от поиска дыр для захода российского и донбасского антрацита. Единственный способ – отказываться от антрацита вообще. Нет, не сразу, конечно же. Но руководство отрасли должно жестко обозначить государственную позицию. Я со своей стороны вижу как минимум три шага, которые закроют коррупционные кормушки и избавят Украину от антрацитовой зависимости:
1. Заставить энергетиков форсировать перевод блоков с марки А на Г. И тут стимулы должны быть соответствующие – экономические. В действующих правилах ОРЭ (Оптового рынка электроэнергии) должен быть прописан четкий приоритет включения блоков, работающих на газовых углях. Это лучше любых запретов простимулирует собственников ТЭС перестраиваться на уголь марок Г и Д, которые в отличии от антрацита добываются в Днепропетровской, Львовской и Волынской областях.
2. Отменить режим чрезвычайной ситуации в энергетике. Уже даже неспециалисту видно, что это просто ширма для зарабатывания миллиардов на простое антрацитовых блоков. Для антрацитовых ТЭС не финансовые преференции нужны, а ежовые рукавицы – в резерве пусть и дальше стоят, но тариф должен быть не выше чем у тех, которые работают на марках Г и Д.
Читайте: Искусство возвращать. Донбасс
3. Министерству инфраструктуры необходимо срочно озаботиться прокладкой железнодорожной ветки на Луганскую ТЭС с территории Украины. Пока существует описанная выше логистическая проблема, ее даже на марку Г переводить бессмысленно – на каком бы угле ЛуТЭС не работала, его поставки будут осуществляться со стороны агрессора. От этой станции зависит энергоснабжение украинского севера Луганской области и беспечно оставаться заложниками монопольных поставок из РФ в ситуации активных боевых действий просто непозволительно.
Я понимаю, что данным текстом я наступаю на болевые мозоли множеству мародеров, сколачивающих состояния на манипуляциях с антрацитом. Но мне совершенно очевидно, что "антрацит головного мозга" – болезнь вполне излечимая. Было бы желание врачей.