Рейтинговое давление
Только проверенная информация у нас в Telegram-канале Obozrevatel и в Viber . Не ведитесь на фейки!

Начало мирового финансового кризиса 2008 года ввело новую моду в информационном пространстве: едва ли не ежедневно особое внимание уделяется решениям аналитиков международных агентств Standard&Poor's, Fitch и Moody’s о снижении, повышении или неизменности рейтингов как компаний, так и отдельных стран. Думается, каждый из нас помнит, сколько шума периодически возникает после заявлений экспертов Большой тройки (именно так называют Standard&Poor's, Fitch и Moody’s. – Ред.) о возможности наступления дефолта в Греции, о росте рисков стагнации экономики США, о негативных прогнозах будущего экономики Германии. Почему сегодня весь мир прислушивается к оценкам представителей этих трех рейтинговых агентств? Насколько объективны и безошибочны выводы аналитиков Standard&Poor's, Fitch и Moody’s? Можно ли подвинуть рейтинговые агентства на международном рынке рейтингования? Ответы на эти вопросы попробовал отыскать "Обозреватель".
Пионеры
Мнение Большой тройки считается в экономическом мире авторитетным неслучайно. Дело в том, что именно Standard&Poor's, Fitch и Moody’s являются своего рода пионерами в процессе оценивания экономического состояния той или иной отрасли, организации и, наконец, страны. Поэтому стоит обратиться к истории.
Standard&Poor's. Рейтинговое агентство появилось на свет в 1860 году. Штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. В штате компании работает более 3500 человек. Основателем агентства является Генри Варнум Пуур, хорошо разбиравшийся в финансах и праве, заработавший состояние на лесной отрасли. Во второй половине девятнадцатого века Пуур занялся изданием "Американского железнодорожного журнала", где и начал впервые проводить анализ данной отрасли, примерно раз в год.
Через некоторое время американец создал компанию под названием H.V. and H.W. Poor Co, которая в начале двадцатого века взяла на вооружению методику Лютера Ли Блейка. Этот человек в 1906 году одним из первых придумал систему оценивания финансового состояния компании. Для этой цели он разработал специальные карточки, где содержались все необходимые для оценок параметры американских компаний. Впоследствии Лютер Ли Блейк создал "Статистическое бюро стандартов".
Спустя десятилетия компания Генри Варнум Пуура, осуществляющая финансовый анализ компаний, была переименована в Standard & Poor's. А начиная с середины шестидесятых годов, входит в состав американского медиахолдинга McGraw-Hill.
Moody’s. Компания основана в 1909 году. Штаб-квартира разместилась в Бостоне, США. В штате трудятся примерно 4500 человек. Основал компанию американский финаналитик и инвестор Джон Муди, который также специализировался на строительстве железных дорог в Штатах. Именно Муди пришла в голову мысль придумать методику рейтингования долговых облигаций компаний и государств. Причем учитывались параметры, которые использовались при финансировании и первых, и последних. Позже идея рейтингования была монетизирована посредством создания финкомпании Moody's Investors Service.
Fitch Ratings. Дата рождения компании – 1913 год. Штаб-квартиры находятся в Нью-Йорке и Лондоне. В штате агентства числится более 1500 сотрудников. Изначально компания была основана как издательство Fitch Publishing Company. И лишь в 1924 году стала работать как рейтинговое агентство. Создал компанию маркетолог Джон Ноулз Фитч. В середине девяностых годов Fitch пережила слияние с компанией IBCA Limited, вследстие чего владельцем агентства стал инвестиционный холдинг Fimalac S.A.
Специфика
Чем же именно сегодня занимается Большая тройка? Оценкой показателей кредитоспособности как компаний, так и государств, как в краткосрочном/долгосрочном периоде, так и по национальному принципу. При оценивании экономического состояния клиента рейтинговые агентства берут в расчет прошлую и текущую финансовую историю организации, оценивают размеры собственности, рассчитывают нагрузку долговых обязательств.
По мнению экспертов, определение кредитными агентствами финансовых рейтингов компаний и стран позволяет инвесторам, партнерам или клиентам понять, насколько высокими или низкими являются риски своевременности выплат долговых обязательств исследуемой организацией. Проще говоря, не выплатит во время Греция очередные проценты по долгам, ей грозит дефолт. Рейтинговое агентство предупредило о рисках, весь мир снова "на ушах" - ах, Европа в кризисе!
Наверняка многих читателей интересует ответ на вопрос: а насколько объективны оценки рейтинговых агентств? Эксперты говорят, что в процессе анализа Большая тройка использует различные методики оценивания экономического состояния компании или страны. Остановимся на этих подходах несколько подробнее.
Во-первых, ведутся консультации с чиновниками, бизнесменами, независимыми экспертами.
Во-вторых, в том или ином агентстве решение о предоставлении рейтинга осуществляется не единолично каким-то аналитиков, а коллегиально, в частности, путем голосования.
В-третьих, если руководство компании/страны не согласно с резюме кредитного рейтингового агентства (КРА), они могут оспорить решение Большой тройки путем доказательной базы, например, снижение результатов деятельности спровоцировано объективными причинами, но данные тренд явно носит разовый, а не системный характер.
В-четвертых, КРА постоянно мониторят различную информацию о деятельности компаний/стран, поэтому спровоцировать какое-то расследование может даже публикация в средствах массовой информации, соответственно, пересмотр рейтинга может быть осуществлен в любой момент.
В-пятых, ведущие КРА руководствуются собственными методиками для оценки экономического самочувствия компании или страны, причем эти методологии постоянно расширяются и усовершенствуются. К примеру, только у агентства Moody’s сегодня насчитывается порядка 30-40 различных систем, согласно которым осуществляется анализ финансовых возможностей клиента и, соответственно, предоставляется рейтинг.
Ошибки
И все же сомнения в объективности оценок и прогнозов Большой тройки, как говорится, имеют место быть. Так, недавно стало известно о том, что власти США решили внимательно изучить деятельность одного из рейтинговых агентств Standard&Poor's. Причиной пристального внимания к КРА со стороны Министерства юстиции и Комиссии по ценным бумагам и биржам стало подозрение в нарушении S&P федерального законодательства во время присвоения рейтингов. Правда, о каких именно ошибках может идти речь, официальные органы пока что умалчивают.
По большому счету, данная новость не является своего рода сенсацией, так как претензии к работе Большой тройки предъявляются, как минимум, с начала мирового финкризиса 2008 года. К примеру, те же американские власти считают, что в тот период Большая тройка предоставляла финансовым учреждениям неоправданно высокие рейтинги, в том числе горько известной Lehman Brothers.
Напомним, четвертый по величине банк США обанкротился 15 сентября 2008 года. На тот момент ипотечный рынок Штатов перегрелся. Начались неплатежи по кредитам. Инвесторы в панике массово сбрасывали ипотечные ценные бумаги. Финансовые компании, работавшие в данном сегменте рынка, попали в лихорадку. В итоге этот пузырь вместе с Lehman Brothers и лопнул.
В чем же вина кредитных агентств? Возникает закономерный вопрос. Ответ будет многовекторым.
Во-первых, слишком велико влияние их мнения на общественность. Данную проблему в интервью российскому "Коммерсанту" удачно сформулировал ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев: "Изменения рейтингов приводят не только к паническим, но и к вполне механическим колебаниям на рынках. Что касается паники из-за смены прогноза "сторожевых псов", то в какой-то мере она усиливает кризисные эффекты и ставит под удар экономики разных стран. Но, собственно говоря, отсутствие всяких рейтингов вряд ли бы сделало ситуацию стабильнее".
Во-вторых, многие неверно сравнивают прогнозы аналитиков рейтинговых агентств со своего рода предсказаниями Ванги или Нострадамуса. Однако, как замечает в одной из своих публикаций известный российский экономист Елена Котова, "они стояли и стоят на том, что оценивают кредитные риски в каждый данный момент, а не предсказывают будущее". То есть, обращает внимание Котова, в той же истории с Lehman Brothers, агентства действовали грамотно предупреждали о рисках, не присваивали американским ипотечным ценным бумагам высших рейтингов, по ситуации их даже понижали. Однако инвесторы все равно скупали акции, так как слишком велико было искушение в получении дополнительных прибылей за счет высокой доходности облигаций.
Резюме
Что же получается в итоге? Грешна или праведна Большая тройка? По сути, кредитные агентства Standard&Poor's, Fitch и Moody’s делают свою работу. Плохо или хорошо – это, конечно, вопрос. Однако никому еще не удалось поймать аналитиков Большой тройки за руку, то есть доказать, что компании действовали в чьих-то интересах или в сговоре с кем-то, соответственно, не пойман – не вор. Однако репутации рейтинговых агентств сегодня действительно под большим вопросом. Уж слишком большой поток обвинений в их адрес сыплется последние годы.
Каким же образом можно решить проблему зависимости мировой экономики от оценочных суждений Большой тройки?
В Евросоюзе считают, что их деятельность надо хорошенько контролировать, даже какие-то программы в этом направлении разрабатываются. Однако, как отмечают экономисты, в Европе контролировать деятельность КРА пытаются еще с начала 2000-х, пока что эти потуги, как видим, не увенчались особым успехом.
Что касается России, то здесь имеется свое видение решения проблемы. Примерно год назад Владимир Путин, еще будучи на посту премьера, заявил о необходимости создания альтернативного КРА, на базе Евразэс. Таким образом, Путин считает, можно будет снизить влияние американской Большой тройки на рынок рейтингования компаний и стран. Правда, пока что эти планы россиян остаются лишь словами.
В то же время экономисты отмечают, что скандалы, связанные с рейтинговыми агентствами и заставившие усомниться в их безупречной репутации, привели к новому тренду. Сегодня в разных странах активно развиваются рынки национальных КРА, которые могут дать более объективную оценку, например, деятельности компании, так как знают экономику страны, так сказать, изнутри, в отличие от той же Большой тройки. Таким образом, многие корпорации нынче предпочитают иметь рейтинги сразу несколько КРА, как ведущих международных компаний, так и национальных агентств, желательно "первого дивизиона".
В любом случае эксперты рекомендуют прислушиваться ко мнению рейтинговых агентств, но все же не преувеличивать важность их оценок, ведь в конце концов, как показывает жизнь, их выводы также не являются истиной в последней инстанции и также могут оказаться ошибочными. "В конечном итоге рынки - слишком сложный механизм, чтобы жить умом рейтинговых агентств", - считает Сергей Гуриев. Поэтому, наверное, стоит самим думать и изучать показатели деятельности тех или иных организаций, когда, например, планируем положить депозит в банк, думаем купить квартиру в недостроенном доме или хотим послушать новости об очередных угрозах дефолта в Греции или обвала экономики США. Возможно, наши выводы окажутся наиболее объективными и верными.