Европейские поборы
Только проверенная информация у нас в Telegram-канале Obozrevatel и в Viber . Не ведитесь на фейки!

С 1 января 2014 года как минимум 11 стран-членов ЕС, включая Францию, Германию, Италию и Испанию, Эстонию, Словакию, Австрию, Бельгию, намерены ввести небольшой налог на финансовые операции. Платить будут финансовые учреждения: 0,1% - за операции по всем акциям и облигациям, 0,01% - за операции по производным финансовым инструментам (деривативам). Великобритания не входит в число этих стран.
С помощью платежей за трейдинговые операции страны-члены ЕС планируют собрать, по разным подсчетам, от 30 до 57 млрд евро ежегодно.
Такие налоговые "поборы" касаются только финансовых операций, которые проводятся с участием финкомпаний Евросоюза.
Финансовые сделки в зоне действия данного налогообложения будет контролировать финансовый институт, главный офис которого находится на территории одной из стран новой налоговой зоны.
Если финансовая операция проводится на территории стран Азии, Африки, Америки, то и там придется платить налог, если акции, облигации или производные были выпущены в одной из европейских стран налоговой зоны.
Не уйдут от нового финансового налога и офшоры. Так что, убежать от налога будет некуда.
Предложение о принятии Директивы, направленной на введение налога на финансовые операции, появилось в ЕС в 2011 году. Таким способом, подсчитали в управленческих структурах Евросоюза, можно привлечь финансовый сектор к восстановлению европейской экономики.
28 сентября 2011 года в ЕС рассмотрели предложенную Директиву. А 14 февраля 2013 года появилось официальное подтверждение Европейской Комиссии о согласии принять Директиву о налоге на финансовые операции.
Причем, в странах, где подобные налоги уже существовали, придется заменить национальное законодательное регулирование налога на общеевропейское.
Идея не нова
Сама идея о налоге на финансовые операции далеко не нова. Впервые ее высказал в 30-х годах прошлого века британский экономист Джон Мейнард Кейнс. Уже в 1972 году американский экономист Джеймс Тобин развил эту идею и предложил конкретный план введения налога на трансграничные валютные операции.
По мнению Тобина, данный налог позволит обуздать краткосрочную игру финансовых спекулянтов, так как большинство сделок будет бессмысленным. Еще один положительный момент от введения налога, на взгляд Тобина: обменные валютные курсы будут более реалистично отражать процессы в макроэкономике.
В 90-е годы прошлого века идеей введения финансового налога "заразились" и европейские антиглобалисты. Получать мзду от операций на финансовом рынке призывали антиглобалисты французской организации Attac. В США, во время общественного движения "Оккупируй Уолл-стрит" в 2011 году, тоже звучали подобные призывы.
В ЕС к идее Тобина серьезно отнеслись во времена экономического кризиса, в 2008-2009 годах. Сама ситуация вынудила Европу искать пути выхода из сложившейся экономической ситуации, создавать новую финансовую модель.
Именно тогда в политических кругах ЕС заговорили о контроле финансовых рынков с помощью налога, понимая, какие значительные суммы проходят через биржи ежедневно. И даже небольшой процент от этих сделок может вылиться в огромную цифру.
Речь идет о биржевых и внебиржевых операциях с акциями, деривативами, валютой, которые проходят через банки, хедж-фонды, другие инвестиционные структуры.
Окончательно идея о налоге получила развитие в ЕС в нынешнем году. За счет налогов решили пополнить растущие дефицитные госбюджеты европейских стран. Куда ж тянуть дольше?
Шведский провал
Нашлось немало сторонников налога на финоперации. Кроме известных экономистов Джозефа Стиглица, Ларри Саммерса, к ним относятся и политики – экс-президент Франции Николя Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель. Она, в частности, заявила, что выступает против введения такого налога в одной лишь Германии. В то же время Меркель согласна с ведением налога в 17 странах еврозоны.
Но есть в Германии и противники. Так, финансовый эксперт, либерал Херман Отто Зольмс в интервью Deutsche Welle напомнил о провальной попытке налогообложения финансовых трансакций в Швеции. Там с 1985 года по 1991 год работал налог на биржевой оборот, который привел к массовому оттоку инвесторов со Стокгольмской биржи на другие площадки. После введения налога в Швеции 60% торгового оборота страны переместилось в Лондон.
Поэтому, по мнению германских либералов, введение налога в 17 странах еврозоны будет означать дотирование лондонского финансового центра.
Еще одно исследование говорит не в пользу налога. Банк Канады провел анализ относительно налога на финоперации, который действовал ранее в других странах. Аналитики банка пришли к выводу, что налог отрицательно влияет на рынок: увеличивается волатильность, растет стоимость капитала, сообщал в феврале нынешнего года The Economist Magazine.
Кстати, некоторые общественные европейские организации видят в новом налоге средство для борьбы с бедностью. Так, бельгийские общественники считают, что денежные поступления от налога на финансовые операции нужно направлять на нужды развивающегося мира.
Да здравствует налог
По мнению заместителя руководителя Комитета по налогообложению и учету Независимой Ассоциации банков Украины (НАБУ), старшего менеджера налого-правового департамента аудиторской фирмы PWC Вадима Белика, налог на финансовые операции окажет непосредственное влияние на финансовые учреждения, осуществляющие операции с ценными бумагами и деривативами.
"Причем, финансовые учреждения будут подлежать налогообложению, как по своим операциям, так и по операциям клиентов, - сказал "Обозревателю" Белик.- Директива ЕС о налоге на финансовые операции применяется ко всем финансовым операциям при условии, что, как минимум, одна из сторон операции зарегистрирована в одном из государств-участников Директивы".
Эксперт напомнил, что в Европе мнения о влиянии налога на экономику разделились. "В частности, существует мнение, что потенциальные поступления от налога завышены, а влияние такого налога на экономику может привести к негативным последствиям с учетом необходимости преодоления финансового кризиса, - сказал Белик. - Не менее важным является вопрос администрирования данного налога финансовыми учреждениями, принимая во внимание массив информации для анализа, включая вопросы мониторинга, отчетности и информационных технологий".
Известный экономист, экс-правительственный секретарь КМУ Виктор Лисицкий считает, что введение налога на финансовые операции в Европе, безусловно, окажет весьма положительное влияние на состояние экономики Европы, и не только.
"Такой налог умерит пылкие желания определенных групп "бизнеса" зарабатывать на операциях (на движении денег), весьма отдаленных от реального движения товаров, услуг, трудовых ресурсов, то есть, от создания потребительных стоимостей и стоимости в понимании Карла Маркса и других классиков", - отметил в интервью "Обозревателю" Лисицкий.
По его мнению, большинство мировых экономических кризисов было как раз обусловлено тем, что движение денег отрывалось от движения товаров, услуг и рабочей силы.