Экономист об угрозах Медведева: есть небольшая проблема
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Кремль порадовал Украину новыми угрозами. На этот раз – экономическими. Российский премьер Дмитрий Медведев заявил: если экономическая часть Соглашения об ассоциации между Евросоюзом и Украиной вступит в силу, РФ введет продовольственное эмбарго на украинские товары.
Странное совпадение – ровно два года назад, 13 августа 2013 года, Россия фактически начала торговую блокаду Украины, - заметил экс-министр экономики Украины Виктор Суслов. В блиц-интервью "Обозревателю" эксперт дал оценку сегодняшним заявлениям Кремля в исторической ретроспективе, а также рассказал, как должна действовать Украина перед лицом угроз.
-Как вы относитесь к подобным заявлениям?
-Безусловно, это давление на Украину в вопросах введения в действие Соглашения об ассоциации с Евросоюзом в полном объеме, включая функционирование зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.
Кстати, сегодня исполнилось ровно два года с того дня, как Россия ввела, по сути, торговую блокаду Украины, когда был введен режим усиленного таможенного досмотра украинских товаров на российских таможнях. Тогда это практически остановило поставки украинских товаров в Россию и вызвало серьезный кризис, в том числе и в отношениях. Мотивировка была та же: как объясняли россияне, это была демонстрация будущих отношений между Россией и Украиной, если только Украина подпишет Соглашение об ассоциации с Евросоюзом и введет режим свободной торговли с ЕС.
Если рассматривать сегодняшнее заявление в такой ретроспективе, в нем нет ничего нового. Россия, как известно, год назад также ставила этот вопрос и добилась некоторого успеха, потому что введение зоны свободной торговли между Украиной и ЕС отложено.
Так что все это – развитие прежней политики.
Россия настаивает на том, что в случае введения режима зоны свободной торговли, европейские товары в большом объеме будут беспошлинно поступать на территорию Российской Федерации с территории Украины и нанесут России большой экономический ущерб.
-Так ли это на самом деле?
-Это не так. В мире есть богатая практика, когда страна является членом двух или даже нескольких зон свободной торговли. Поскольку сохраняется режим таможенного досмотра, россияне вправе не пускать через границу товары, которые не являются предметами производства украинской промышленности. Поэтому в принципе здесь нет большой проблемы.
Есть небольшая проблема, связанная с тем, что не завершена демаркация границ между Украиной и Россией, и существует достаточно много троп для контрабандистов, которые могут переправлять товары без уплаты налогов, в том числе товары европейского происхождения с территории Украины в Россию. Но эта проблема решается просто, тем более, она давно назрела ввиду ухудшения отношений между странами. Надо полностью завершить обустройство границы и исключить возможность доставки товаров контрабандным путем.
Но сегодняшнее решение, пусть даже с отсрочкой введения в действие, тоже ведь является российской реакцией на санкции, которые Украина ввела против России. Россия использует такие же санкции против всех стран, которые ввели санкции против России.
Читайте: Россия решила уничтожать продукты из Украины
-Как такие войны отражаются на экономике Украины?
-Для Украины все это достаточно болезненно. Итак экспорт Украины в Россию за год упал больше чем в два раза, Украина недополучает огромные доходы от экспорта своих товаров на традиционные рынки. Но надо понимать, что Украина не могла не ввести санкции, пусть даже запоздало, в условиях, когда западные страны такие санкции, защищая интересы Украины, ввели.
-Значит, из экономических соображений Украине следует поддаться шантажу России?
-Нет, Украине гораздо лучше остановить собственное производство и ликвидировать его, чем поддаваться шантажу России.
-Что следует сделать украинской стороне сегодня?
-Сегодня у украинской стороны есть время до нового года для того, чтобы принять решения – может быть, поискать для своих товаров другие рынки. Можно предпринять и ряд других мер. Во всяком случае, несколько месяцев у Украины есть.