УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Французский поцелуй для еврозоны

Французский поцелуй для еврозоны

Французская эпопея с избранием нового президента, вместе с которым в страну пришел и новый лад - вызвала бурю эмоций. Новый президент Франции Франсуа Олланд одержал победу в борьбе за главное кресло страны, сообщив французам о том, что капиталистические нормы обречены умереть в свете социалистической направленности его политики. Помимо негодования части французского общества, переполох вызван и в странах европейского пространства. Намерения Олланда вернуть людям равенство и улучшить жизнь, мало кому кажутся реальными в свете европейских кризисных явлений, а отмена им жесткого режима экономии, пропагандируемого Германией, и вовсе опускают нового французского лидера в глазах европейских коллег.

Видео дня

Олландократия: сладкие обещания

Судя по предвыборным заявлениям французкого президента, продолжать курс своего предшественника в рамках Евросоюза он не собирается. Но позиция Франции и ее взаимодействие с Германией – ключевые факторы для объединенной Европы, поскольку это две ведущие экономики региона. При этом Олланд не удивлен наличием вопросов от германского правительства относительно его программы. "У госпожи Меркель наверняка возникнут вопросы по поводу моей программы, но это и хорошо. Мы будем обсуждать. Германия не будет решать за всю Европу", - цитируют заявление Олланда СМИ. К чему уж там приведут эти обсуждения – вопрос второй. Пока что хотелось бы разобраться в том, что же такого «чрезвычайного» предлагает новоиспеченный французский лидер.

Французский поцелуй для еврозоны

Основное направление в экономической программе Олланда – упор на стимулирование роста в отличие от германской жесткой экономии, ранее проповедуемой и Саркози. При этом позиция новоизбранного президента созвучна с мнением Европейского центрального банка. Олланд настаивает на том, что дисциплинарными методами и режимом жесткой экономии добиться нужного результата, то есть выхода из кризиса, нельзя. По его мнению, в бюджетный пакт должны быть добавлены меры по стимулированию роста, а также, исходя из социалистических убеждений Олланда, должны быть прописаны ответственность, рост и солидарность.

Канцлер Германии поздравила французского лидера с победой по телефону, пригласив его в Берлин. Фискальный пакт ЕС, ставший камнем преткновения германо-французских отношений, по мнению Олланда, должен быть дополнен мерами стимулирования экономического роста, предусмотренными его программой. В свою очередь германская сторона назвала Францию неудобным партнером, отметив, что согласованный документ править не намерена.

Что день грядущий ЕС готовит

Как только прогремело известие об итогах выборов во Франции, экономические издания запестрели заголовками типа «Олланд обвалил котировки», «Новый президент Франции погубит евро»… Рыночные же игроки, в свою очередь, опасаются усугубления долгового кризиса еврозоны, поскольку вектор отношений Германии и Франции теперь немного подкорректировался. При этом ошибочно мнение о том, что грозит так называемый раскол. Компромисс – лучшее решение любой проблемы, а если же речь идет о политико-экономических составляющих такого масштаба, то, вероятно, договориться о совместной работе – единственно правильный выход.

Теоретически курс Олланда может сильно изменить планы Евросоюза в сражении с долговым кризисом. Экономические взгляды новоизбранного французского президента, ставшего «машинистом» так сказать «второго экономического локомотива Европы» после Германии, определенно не совпадают с ранее выдвинутой и согласованной концепцией. В основе программы Олланда лежат обещания «вернуть справедливость в общество», повысив минимальную зарплату и все социальные выплаты, «сделать политику направленной на молодежь», а также повысить налоги для обеспеченных классов. Олланд уверен, что с помощью мер государственного стимулирования следует заставить французов тратить больше денег – что укрепит экономику, в то время как Саркози призывал к жесткой экономии бюджетных средств, чтобы сократить колоссальный госдолг. Учитывая же тот факт, что сотрудничество в сфере преодоления финансового кризиса в еврозоне не дало значительной возможности распространиться еврокризису, чему способствовала дружба между Меркель и Саркози, приход к власти Олланда с противоречащей Германии программой может негативно отразиться на состоянии мировой экономики. Однако эксперты на текущем этапе сомневаются в полноценной практической реализации наполеоновских планов Олланда, оценивая их выполнение лишь наполовину.

Валютные перспективы

Зарубежные аналитики опасаются, что возложение на Европейский центробанк избыточных функций негативно скажется на настроениях инвесторов, а в будущем – и на курсе евро. По словам президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, относительно опасений вокруг избрания нового президента Франции больше было разговоров, чем реальных событий. «Перед самыми выборами курс евро упал ниже 1,298 доллара. Но, как только были объявлены результаты выборов курс евро вырос выше 1,3 доллара и растет. Это ошибочное мнение, что новый президент Франции будет выступать против евро и вообще, что он может обвалить или погубить евровалюту», - сказал Охрименко.

Он также отметил, что на нынешней должности Олланд уже стал заложником евро. «Поэтому он будет делать все возможное и невозможное, чтобы не допустить обвала евро. Другое дело, что нужно будет время, пока Олланд и Меркель найдут общий язык. На это могут уйти месяцы», - добавил эксперт.

Ввиду сложившейся ситуации Охрименко отметил, что вполне реальным будет обстоятельство, когда курс евро может лихорадить: в результате поисков компромиссных решений он может резко взлетать и резко падать. По его словам, «валютной евролихорадки» можно ожидать в летние месяцы.

Девальвации быть

Президент Украинского аналитического центра не исключает девальвации европейских денег в случае реализации инициатив, предложенных Олландом касательно допэмиссии евро. «Действительно, Олланд выступает за увеличение эмиссии евро. Многие его политические заявления о необходимости выпустить облигации Еврозоны, о государственном финансировании экономики стран еврозоны направлены на увеличение количества евро и как результат девальвации евро по отношению к доллару», - сказал он.

При этом не стоит забывать, что и США тоже не собирается отказываться от эмиссии долларов. «Уже в середине лета опять нужно будет поднимать лимит по госдолгу и, скорее всего, печатать доллары. Поэтому если даже Меркель и согласится с некоторыми предложениями Олланда, то это будет не скоро, и эмиссия евро будет погашена еще большей эмиссией доллара», - спрогнозировал Охрименко.

Неоправданные надежды бюджетного дефицита

Об угрозе ослабления европейской валюты говорит и финансовый аналитик Эрик Найман. По его словам, Олланд наверняка будет вести агрессивную политику в части увеличения налогового давления на бизнес и богатых, что может привести к оттоку капитала из Франции. Кроме того, Найман предположил, что в этом случае увеличатся соцрасходы, а таким образом бюджетный дефицит Франции будет снижаться медленнее заложенного нормативными документами еврозоны, а долговая нагрузка, напротив, будет расти быстрее ожидавшегося. «Таким образом, самый большой риск для еврозоны и в целом мировой экономики после прихода к власти Олланда – разногласия между Германией и Францией в части будущего объединения фискальной и бюджетной политики всех стран еврозоны, без чего ее экономика будет оставаться нестабильной с постоянной угрозой к распаду или полураспаду», — заявил эксперт.

Экономхаос: еврозону подстерегает опасность

Комментируя избрание Олланда на должность французского президента, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии, политолог Михаил Погребинский сообщил, что экономическая ситуация толкнула лидеров Европы к тому, чтобы затянуть пояса в борьбе с долговым европейским кризисом. Приход же к власти социалистов, точнее приведение их к руководству страной - естественная реакция общества - остановить этот "наезд" на широкие массы трудящихся.В надежде на то, что оппозиционеры евровласти смогут защитить социальные интересы рабочего класса, электорат сделал так называемый ход конем.

"Но это довольно опасно в сегодняшней ситуации, поскольку это ставит под сомнение компромисс относительно сохранения стабильности в европейской экономике. Олланд уже сказал о том, что он собирается остановить ход бюджетной экономии", - отметил Погребинский. Поэтому, по мнению эксперта, для Европейского союза приход к власти представителя левоцентристского лагеря является скорее угрозой, чем плюсом, в первую очередь в потому, что ставятся под угрозу те договоренности, которые так трудно были достигнуты недавно консервативными лидерами Европы.Угроза гривне

Охрименко также говорит о том, что евродевальвация представляет опасность для украинской валюты. «Для Украины эта политика обесценивания евро и доллара очень опасна. Получается парадоксальная ситуация: гривня без участия Украины превращается в очень сильную валюту при слабой экономике», - сообщил он.

Эксперт отметил, что Украина в таком случае может пойцти по белорусскому сценарию. «Это может привести к тому, что будет формироваться «запас отложенной девальвации гривни», и этот «запас» может вырасти до таких громадных размеров, что через определенное время придется резко девальвировать гривню, как это сделала Беларусь в 2011 году, чтобы экономика вообще могла функционировать», - завершил аналитик.

В целом же говорить о последствиях для Еврозоны и ее долгового кризиса пока рано – фискальный пакт таки ожидают коррективы, экономический курс – нововведения, а международное сообщество – новые потрясения. И без этого не бывает. Пусть так, но и это эволюция, которая не бывает без падений. Заявлять об обвалах котировок, усложнениях условий ведения бизнеса тоже рановато – Олланд на данном этапе некая темная лошадка, однако все же впряженная в уздцы еврозоны и ее долгов. И от этого никуда не деться.

Если провести параллель с высказыванием премьер-министра Украины Николая Азарова о том, что «60 шагов для Франции» от Олланда схожи с социальными инициативами украинского президента, то судить о том, как развивается новая французская история, мы сможем исходя их собственного опыта.