Репутация европейских стран под вопросом?
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Пятница, тринадцатое января, оказалась поистине черным вторником для всей экономики Еврозоны. Агентство S&P официально объявило о снижении суверенных кредитных рейтингов девяти стран еврозоны.
Что именно произошло?
Так, Франция и Австрия лишились высшего кредитного рейтинга «ААА», который понижен до «АА+». Кроме того, на одну ступень упали рейтинги Мальты - с «А» до «А-», Словакии - с «А+» до «А», Словении - с «АА-» до «А+». А рейтинги отдельных стран вообще оказались ниже на две ступени: Кипра - с «BBB» до «BB+», Италии - с «A» до «BBB+», Португалии - с «BBB-» до «BBB», Испании - с «AA» до «A».
Между тем, кредитные рейтинги Бельгии («AA»), Эстонии («AA-»), Финляндии («AAA»), Германии («AAA»), Ирландии («BBB+»), Люксембурга («AAA») и Нидерландов («AAA») оставлены без изменений.
И, судя по всем, лидерам ЕС расслабляться не стоит, так как представители агентства S&P предупредили: прогноз по рейтингам Австрии, Бельгии, Кипра, Эстонии, Финляндии, Франции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Мальты, Нидерландов, Португалии, Словении и Испании установлен как негативный, что означает возможность дальнейшего понижения «репутации» этих стран уже в 2012 или 2013 годах. Исключением в этом списке оказались всего две страны - Германия и Словакия – прогноз их кредитного рейтинга стабильный.
Почему кредитная репутация ЕС попал под сомнение?
Если говорить честно, то снижение рейтинга девяти стран Евросоюза не стало ни для кого сенсацией, так как еще в декабре 2011-го рейтинговое агентство S&P предупреждало о готовности понизить уровни «репутаций» аж 15 стран ЕС. В частности, тогда шла речь о пересмотре рейтингов таких европейских стран как Германия, Франция, Австрия, Нидерланды, Финляндия, Люксембург.
Надо заметить, что до этого декабрьского заявления S&P кредитная история шести выше упомянутых стран была не только идеальна, но и обладала наивысшими оценками гарантии качества.
Почему же эксперты Standard & Poor’s поставили под сомнение возможность стран Еврозоны выплачивать свои долговые обязательства? По мнению представителей S&P, власти Еврозоюза хоть и пытаются бороться с долговым кризисом, однако их попытки, мягко говоря, малоэффективны. А тем временем симптомы системного еврокризиса в регионе становятся все глубже.
Как отреагировали рынки?
Снижение кредитных рейтингов девяти стран ЕС уже негативно отразилось на европейских рынках, которые в конце рабочей недели показали снижение индексов. Так, если в пятницу, 13-го января, крупнейшие биржи Европы открылись в плюсе, то закрылись, наоборот, в минусе. К примеру, во время пятничного закрытия торговой сессии индекс лондонской FTSE потерял в весе 0,5% по отношению к закрытию четверговых торгов, а индексы франкфуртской DAX – ослабли на 0,6% за тот же период.
Однако реакция рынков на такой скандальный информационный повод как снижение рейтингов девяти стран ЕС является вполне предсказуемой. Поэтому не исключено, что индексы на европейских биржах восстановятся уже в ближайшие недели, так как рынку свойственны такого рода колебания.
Что будет с ЕС?
Если говорить прямо: снижение кредитных рейтингов девяти европейских стран может серьезно ударить общему самочувствию Евросоюза. И тут возникает довольно любопытная ситуация. Судите сами, в последние пару месяцев лидерам Франции и Германии Николя Саркози и Ангеле Меркель удалось преодолеть разногласия в подходах к разработке антикризисного плана спасения ЕС. Более того, парочка даже сумела в какой-то мере выступить в этом отношении единым фронтом. Не зря ведь их дуэт прозвали «Меркози».
Теперь же скандальные оценки агентства Standard & Poor’s вновь могут вернуть Еврозону к рассуждениям на тему: «кто в доме хозяин?» или «почему нам понизили рейтинг, а вам нет?». Поэтому вместо единой антикризисной политики, которую Меркель и Саркози, пытались выработать в последнее время, вся Европа вновь может получить бесконечные заседания (как было осенью 2011-го), где каждый член ЕС будет тянуть одеяло на себя и защищать исключительно свои интересы. А, знаете ли, там, где много слов, как правило, мало дела. И в итоге спасение Еврозоны от кризиса может действительно оказаться под вопросом.
В чем проблема?
Чем же именно опасны рейтинговые переоценки Standard & Poor’s? Дело в том, что после снижения кредитных рейтингов девяти европейских стран инвестиционная привлекательность долговых бумаг стран-членов ЕС, понятное дело, оказалась под серьезным вопросом. Поэтому для того, чтобы найти внешних покупателей на гособлигации ряду стран, к примеру, той же Италии, не останется ничего иного, как повысить процентную ставку по этим бумагам.
И что тогда? Рост процентов на европейские долговые бумаги, конечно, может заинтересовать потенциальных покупателей. Но в будущем этот шаг может не только увеличить риски невыплат по данным обязательствам, но и привести европейскую экономику к затяжным кризисным и долговым болезням.
Что делать?
Есть старая добрая поговорка: спасение утопающих – дело рук утопающих. Это правило знают и международные эксперты, которые давно предлагают эффективный рецепт спасения европейского региона от долгового кризиса. Все просто: в ситуацию должен вмешаться Европейский центробанк. Зачем? Чтобы успокоить волнения инвесторов, контролировать уровень процентных ставок по гособлигациям и гарантировать погашение по уже имеющимся долговым бумагам.
«Если бы европейский Центробанк только громко и прямо заявил: я готов вмешаться и выкупить проблемные долги. Только этого бы хватило. Инвесторы бы поверили и начали снова давать в долг под низкий процент. И, может, даже выкупать Центробанку ничего не потребовалось», - рассказал в одном из интервью директор французского Института политических наук Андрэ Гржебин.
Однако не все так просто: ЕЦБ не имеет права напрямую выкупать долги проблемных стран. Согласно европейскому законодательству, Европейский центробанк может скупать проблемные долговые бумаги только через частные банки. А те тоже умные – хотят заработать или хотя бы не оказаться в минусе. Вот и приходится странам повышать процент по гособлигациям, чтобы заинтересовать инвесторов. Закнутный круг какой-то…
Есть, конечно, еще одна волшебная кнопка – печатный станок. Так, например, свои проблемы решает США. Но и тут страны-члены ЕС сами себе не хозяева. Решение о том, сколько именно новеньких хрустящих еврокупюр нужно напечатать, принимают не европейские государства, мол, каждое по отдельности, а Европейский центробанк в целом.
Вот и спрашивается: стоило ли соваться в эту самую Еврозону, чтобы потом быть связанным по рукам и ногам и не иметь возможности самостоятельно бороться с кризисом в своей стране?
И несколько слов о французах…
Париж, конечно, рвет и мечет. Как это какое-то рейтинговое агентство S&P, причем с американскими корнями, посмело навязывать французам свое мнение? Мол, мы, граждане Франции, лучше знаем, что с нашей экономикой происходит. И докажем, что у нас все хорошо. Примерно таково мнение обычных граждан.
Что касается французских властей, то они приняли во внимание действия S&P, но свою экономическую политику менять не намерены. «Да, кредитный рейтинг Франции, равно как и ряда других стран еврозоны, был изменен - агентство Standard&Poor's понизило его на одну ступень. Это не является хорошей новостью, но и не катастрофа. В принципе, рейтинг «АА+», присужденный Франции - это отличная отметка. Мы продолжим свою работу в прежнем русле и не собираемся вводить план строгой экономии, несмотря на изменение рейтинга. Это наше право, поэтому стоит напомнить, рейтинговые агентства не должны диктовать Франции свою политику», - отметил в одном из выступлений министр экономики, финансов и промышленности Франции Франсуа Баруэн.
Кстати, вполне вероятно, что обвала французской экономики действительно не стоит ожидать даже после снижения рейтинга агентством S&P. В конце концов, примерно полгода назад такую репутационную «оплеуху» получили Штаты. И что же? Американская экономика по-прежнему как-то держится на плаву.