УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Киргизия в ожидании немецких инвестиций

1,1 т.
Киргизия в ожидании немецких инвестиций

Киргизия пока не является привлекательной страной для немецких инвесторов. Однако в Бишкеке надеются, что предприниматели из Германии начнут охотнее вкладывать средства в киргизскую экономику.

Видео дня

С целью наладить контакты между киргизскими и немецкими предпринимателям в Бишкеке 20 мая впервые прошел День германской экономики. Киргизские чиновники рассказали об инвестиционной привлекательности страны, а бизнесмены из ФРГ представили свои товары и услуги.

Активизировать экономическое сотрудничество на всех уровнях

Одним из инициаторов форума выступил вице-премьер Киргизии Валерий Диль, который является еще и лидером немецкой диаспоры. "Основная цель - активизировать сотрудничество как на межгосударственном уровне, так и на уровне частного бизнеса", - сказал Диль в интервью DW.

Киргизско-германские экономические отношения развиваются преимущественно на межгосударственном уровне. Правительство ФРГ регулярно выделяет средства на структурные преобразования, развитие госсектора, поддержку социальных и культурных программ. Кредитные ресурсы идут по линии германского банка развития KfW, которому Киргизия уже задолжала свыше 90 миллионов долларов.

Что отпугивает прямых инвесторов

Однако прямых инвестиций в реальный сектор со стороны немецкого бизнеса практически нет. За последние более чем 20 лет в Киргизии было реализовано лишь два крупных проекта с участием немецкого капитала - стекольный завод "Интергласс" и табачная фабрика "Реемтсма – Кыргызстан". Последняя, правда, в 2014 году объявила о своем закрытии.

По данным правительства Киргизии, объем прямых германских инвестиций в экономику страны в 2014 году составил всего 6,5 млн долларов, товарооборот между двумя странами – 242 млн долларов. Причем, согласно данным немецкой стороны, товарооборот в прошлом году был даже меньше – 94,2 млн евро.

Как говорит Валерий Диль, инвесторов в первую очередь отпугивала политическая нестабильность в Киргизии. "У нас наблюдались стрессовые ситуации, которые были связанны с революционными событиями, межнациональными конфликтами, рейдерскими захватами предприятий и банков, - отметил Диль. - Эта информация разлеталась по миру, и бизнесмены серьезно начинали думать, прежде чем к нам идти".

Потенциал и перспективы

В то же время инвестиционный потенциал Киргизии, по его словам, довольно большой. В первую очередь - в сфере энергетики и горнорудной промышленности. "Также очень привлекательными являются сельскохозяйственный сектор, туризм, строительство", - сказал вице-премьер.

Глава Представительства германской экономики в Центральной Азии Йорг Хеч (Jorg Hetsch) полагает, что на скорый приток прямых немецких инвестиций, да еще и в больших объемах, Киргизии лучше пока не рассчитывать.

"Основная масса немецких фирм - это малый и средний бизнес. Но малый и средний бизнес не идет за рубеж, чтобы сразу делать инвестиции, - сказал DW Хеч. - Они в первую очередь хотят продавать свои товары, услуги и технологии". И если дела идут хорошо, то лишь через 3-4 года предприниматели задумываются об инвестициях, при наличии на местах дешевой рабочей силы, энергоснабжения, сырья, а также рынка сбыта.

Рынок сбыта невелик

Большим рынком сбыта Киргизия похвастаться не может. В стране проживают немногим более 5,5 миллионов человек, покупательная способность населения довольно низкая. "Иногда нам говорят, что можно производить в Киргизии и распространять по всей Центральной Азии. Но это тоже не так просто. Вы же знаете, какие иногда сложные экономические или политические отношения бывают между центральноазиатскими странами", - отметил Хеч.

Предприниматель из ФРГ Йорг Кноблох (Jorg Knobloch) уже имеет опыт работы в Киргизии. 12 лет назад его фирма начинала поставлять и устанавливать промышленные и бытовые кондиционеры. Однако вскоре он свернул свой бизнес - выдержать конкуренцию с китайскими поставщиками не удалось.

"Сейчас я решил вернуться с новым продуктом – энергосберегающими технологиями в строительстве. Пока планирую наладить поставку, монтаж и обслуживание, а также обучение персонала. Если затем будет возможность и потребность открывать здесь производство, то подумаем и об этом", - сказал Кноблох в интервью DW.

В любом случае, добавил он, это будут технологические и интеллектуальные инвестиции. По его словам, в ходе форума в Бишкеке чиновники заверили, что будут всячески поощрять приток инвестиций. "Если все обещанное правительством будет реализовано на практике, то, думаю, немецкий бизнес может потянуться сюда", - сказал Кноблох.

Вступление в ЕАЭС

Директор Агентства по продвижению инвестиций при министерстве экономики Алмаз Сазбаков считает, что в Киргизии на данный момент один из самых либеральных инвестиционных климатов на постсоветском пространстве. А присоединение страны к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) должно стать дополнительным аргументом для инвесторов. "Открывается очень большой рынок ЕАЭС, и мы связываем с этим большие надежды, - полагает Сазбаков. - У нас производить дешевле, чем в других странах. Поэтому производители из других стран и потенциальные инвесторы могут начать переносить производство к нам, чтобы уже отсюда экспортировать в другие страны ЕАЭС".

Однако Йорг Хеч такой оптимизм не разделяет. "Не надо думать, что из маленького рынка Киргизия превращается в большой рынок ЕАЭС с более 170 миллионов потенциальных покупателей, - заметил Хеч. - Немецкие фирмы, которые хотят или уже инвестировали в этот рынок, сидят в России, и они не станут переезжать в Киргизию".