Немецкий эксперт: Греции нужна новая модель экономики
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Туризм и сельское хозяйство не обеспечат грекам рост благосостояния. Греция должна стать индустриальной страной с высокими технологиями, убежден Клаус Шрадер из Института мировой экономики в Киле.
Группа ученых Института мировой экономики (IfW) в Киле под руководством Клауса Шрадера (Klaus Schrader) опубликовала на английском языке исследование, в котором проанализировала структуру греческой экономики и наметила возможные пути ее выхода из нынешнего кризиса. Об основных выводах исследования эксперт рассказал в интервью DW.
DW: Сейчас много говорят о непосильном долговом бремени Греции. Являются ли именно долги основной проблемой этой страны?
Клаус Шрадер: Вообще-то нет. Уровень задолженности хотя и составляет 175 процентов ВВП, однако Греция, благодаря проведенной в последние годы реструктуризации госдолгов, начнет погашать их лишь после 2021 года. Да и процентные ставки по новым кредитам сейчас весьма невысокие.
- Так в чем же тогда состоит главная проблема греческой экономики?
- У Греции очень много "главных проблем"! В краткосрочном плане самая острая состоит в том, что греческое государство вот уже целый ряд лет находится на грани банкротства и без дальнейшей международной финансовой помощи столкнется с острейшей нехваткой ликвидности. Но куда существенней, на мой взгляд, то, что Греции по-прежнему не удается выработать новую бизнес-модель для своей экономики, утратившей международную конкурентоспособность. Поскольку у Греции - сравнительно небольшой внутренний рынок, напрашивается развитие экспортных отраслей.
- А зачем искусственно развивать некие новые экспортные отрасли, если уже есть туризм, обеспечивающий стране огромные доходы?
- Туризм - это сейчас, несомненно, самая сильная отрасль греческой экономики. Однако туриндустрия Греции - в ее нынешнем виде - не способна в перспективе обеспечить рост благосостояния в стране, не поможет ей догнать по уровню жизнь более богатые страны Евросоюза.
- Почему?
- Потому что в туриндустрии обычно трудится большое количество малоквалифицированных работников, получающих сравнительно низкую зарплату. Специфическая черта греческой туриндустрии состоит в том, что в последние десятилетия в ее инфраструктуру довольно мало инвестировали. Многие гостиницы, к примеру, построены еще в конце 60-х - в начале 70-х годов и явно устарели. Слабо развиты высококачественные виды услуг, скажем, велнесс-услуги или проведение конференций. Их можно развить, однако для модернизации отрасли нужны крупные капиталовложения частных инвесторов. А конкуренция весьма велика - тут и Испания, и Турция.
- Иными словами, на малобюджетных туристах далеко не уедешь. А как насчет потенциала греческого сельского хозяйства?
- Во всех богатых странах ЕС доля сельского хозяйства в экономике последние десятилетия снижалась. Поймите: более высокую добавленную стоимость создают при помощи интеллигентного индустриального производства или специализированных услуг бизнесу. Для высокоразвитых стран ЕС сельское хозяйство не может быть ключевой отраслью. К тому же посмотрите, что именно экспортируют греческий аграрный сектор - фрукты, овощи, морепродукты, все это, как правило, с низкой степенью переработки. Если тут ничего не менять, то Греция по уровню благосостояния так и останется в ЕС в нижней части списка.
- Получается, что каждой стране ЕС необходимо стать прямо-таки центром высоких технологий!
- Я же не утверждаю, что впредь все изобретения надо будет делать именно в Греции! Но посмотрите на новых членов ЕС в Восточной Европе: в начале 90-х годов они в ходе процесса трансформации испытывали серьезные проблемы, но затем сумели привлечь большое количество иностранного капитала и вписаться в европейские и глобальные цепочки создания добавленной стоимости. Возьмем автомобилестроение. Сегодня Volkswagen производит моторы для модели Golf не в Германии, а в Чехии, а многие Audi изготавливаются в Венгрии. А кто ожидал, что конкурентоспособная автомобильная промышленность возникнет в Словакии?
- Какие же отрасли промышленности имели бы наибольшие шансы в Греции?
- Это будут решать частные предприниматели. Государство же должно создать благоприятные условия для ведения бизнеса. В соответствующем индексе Всемирного банка Греция все еще на последних местах среди стран ЕС. Поэтому даже многие греки по-прежнему предпочитают вкладывать деньги за рубежом, а не у себя в стране.
- Но у вас как ученого наверняка имеются какие-то рекомендации.
- В любом случае следует избегать трудоемких и ресурсоемких производств, которые обрекали бы Грецию на прямую конкуренцию с развивающимися странами Азии.
- Иными словами, это непременно должно быть что-то высокотехнологичное. Это реалистично в условиях сегодняшней Греции?
- Раз есть хай-тек Made in Slovakia, почему бы не быть хай-теку Made in Greece? Если государство обеспечит бизнесу привлекательный инвестиционный климат и квалифицированную рабочую силу, то вполне возможны приятные неожиданности. Посмотрите на некогда аграрную Ирландию, где сегодня размещают свои предприятия американские гиганты электроники.
- Как в таком случае расценить решение нового греческого правительства остановить или даже отменить крупные приватизационные сделки?
- Это катастрофический шаг! Китайцы после долгих размышлений решили инвестировать миллиарды в развитие греческих портов, прежде всего Пирея. Немецкая компания Fraport была готова вложиться в бедствующие аэропорты на греческих островах, территорией бывшего афинского аэропорта заинтересовались арабские инвесторы. Все это были многообещающие проекты.
- Каковы ближайшие перспективы греческой экономики?
- Если судить новое правительство по его предвыборным обещаниям, то следует опасаться за судьбу только-только начавшегося в Греции экономического выздоровления. Все зависит теперь от того, сможет ли правительство осознать реальное положение дел, понять, что сначала нужны основополагающие структурные реформы и лишь потом можно будет раздавать социальные блага. Так что Греция сейчас явно на распутье.