Риск девальвации гривни не учитывать нельзя - эксперт
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Учитывать риск ослабления гривни необходимо в любом случае, и на это есть объективные причины. Однако предсказывать конкретный момент, когда произойдет девальвация, не имеет смысла – эти шаги необходимо делать постепенно и продуманно.
Об этом рассказала эксперт финансового рынка, председатель совета директоров группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Валерия Гонтарева.
«Риск (девальвации, — ред.) очевиден — у нас отрицательные торговый и текущий счета платежного баланса. А предстоящие платежи по внешнему долгу делают весьма вероятным отрицательное сальдо и по сводному платежному балансу в 2012 году. Поэтому этот риск необходимо учитывать», — говорит она.
Вместе с тем эксперт отмечает, что прогнозировать вероятность девальвации через конкретный момент времени нельзя: «Прогнозировать, что девальвация состоится, например, конкретно осенью нынешнего года или 28 октября – это просто смешно. Ни один серьезный финансист этого не сделает и на такую ерунду просто не стоит обращать внимание. Лично я точно не назову даже года».
«Просто если мы возьмем и посмотрим на гривню, ее реальный эффективный обменный курс, то увидим, что после девальвации 2008 года гривня имела хороший запас прочности по отношению к валютам наших основных торговых партнеров. Но этот запас при фиксированном номинальном курсе очень быстро съела инфляция. Поэтому теперь, чтобы выровнять ситуацию, рано или поздно, снова понадобится девальвация, особенно если учесть, что наши основные торговые партнеры ее имели в 2011-м. Правда, ситуация в российским рублем нас радует, он подорожал на 10% с начала этого года, что очень хорошо для стабильности гривни», — объясняет Гонтарева.
«Вы спросите, когда это нужно было делать? Наверное, тогда, когда вся Европа начала сползать, российский рубль и польский злотый. Это был тот момент в прошлом году, когда и нам нужно было на то же самое пойти», — добавляет эксперт. «Получается, что при исторически высокой инфляции мы «до последнего» держим номинальный курс, а потом проводим его резкую «вынужденную» девальвацию. Причем каждый раз «неожиданно».
Вместе с тем, отмечает Гонтарева, то, что девальвации не случилось в 2011 году, было продиктовано объективными причинами: «Мы этого не сделали, и я прекрасно понимаю почему. Потому, что банковской системе будет плохо, ведь там открытые валютные позиции на $6 млрд, и любая значимая девальвация будет означать огромные убытки для банковской системы. Потому что девальвация не помогает нашему Минфину платить по внешним долгам и еще больше усугубляет проблему с газом и «Нафтогазом». Я это хорошо понимаю и полностью оправдываю».
Однако есть и другие факторы, не менее значимые, которые указывают на неизбежность ослабления гривни. «Я не могу сидеть и думать, что девальвации никогда не будет, если у нас большой отрицательный внешнеторговый баланс», — говорит она.
Гонтарева обращает внимаение, что платежный баланс Украины сегодня «практически на 100% завязан на газ», и именно в этом и проблема: «К сожалению, Украина слишком сильно зависит от поставщика-монополиста России… Более того, если мы даже умудримся договориться о цене на газ по $260 (чего я очень хочу), или возьмем у России все необходимые деньги в долг (чего я очень не хочу), то я все рано не знаю, что мы будем делать через три года, если наша экономика останется самой энергозатратной в Европе. Точнее, наоборот, сценарий выхода из этой ситуации очевиден. Вопрос только во времени».
В частности эксперт прогнозирует, что с учетом сегодняшней цены на энергоносители, в 2012 году Украина получит по текущему счету минус $11 млрд исключительно из-за газа.