Юрист рассказал, что сулит бизнесу налоговая реформа от парламента
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Парламентский вариант налоговой реформы предусматривает более значительное снижение налоговой нагрузки по сравнению с вариантом, предложенным Министерством финансов. В частности, он предлагает уменьшение ставок налога на прибыль и НДС до 15%, налога на доходы физлиц - до 10% (с отказом от налоговой социальной льготы), а ЕСВ - до 20%.
О том, как может отреагировать бизнес на предложения парламента, пишет "ДС" со ссылкой на комментарий руководителя налогово-юридической практики EY в Украине Владимира Котенко.
Налог на прибыль
По мнению Котенко, возросшие расходы и уменьшившиеся доходы снижают потребность в дополнительных мерах по оптимизации налога на прибыль - кризис (включая изменившийся обменный курс) лучший оптимизатор.
Так, снижение ставки с 18% до 15% нематериально и поведения не изменит. Освобождение реинвестиций от налогообложения - также вряд ли обеспечит прорыв.
В зависимости от способа такого освобождения может возникнуть риск искажения конкурентной среды - преимущества для предприятий, насыщенных активами, по сравнению с предприятиями с большими расходами на интеллектуальные разработки и оплату труда.
Читайте: У Порошенко придумали механизм льготного налогообложения
Перспективнее рассматривать варианты ускоренной амортизации затрат на необоротные активы, а также пересмотреть правила использования убытков (tax losses carry back).
"Порой забывают, что экономия налога на прибыль - это не самоцель, а бонус от проведения операций, имеющий целью побег от гривни (перевод капитала в твердую валюту) и операций, направленных на получение наличности", - говорит юрист.
Бизнесу необходима валютная стабилизация и либерализация валютного контроля. Нужно устранить необходимость изыскивать наличность в промышленных масштабах для выплаты неучтенных зарплат и взяток. Решить этот вопрос можно путем внедрения концепции - "прибыль облагается прямым налогом один раз" - либо налогом на прибыль, либо налогом на доходы физических лиц.
Налог на прибыль предприятий, взимаемый с честной базы, мог бы стать компенсатором снижения налоговых поступлений при уменьшении ставок зарплатных налогов.
Как считает Котенко, налогообложение реальной прибыли корпораций - один из способов обеспечения справедливости.
Детинизация зарплат
Эксперт соглашается с тем, что снижение налоговой нагрузки на оплату труда бизнесу сегодня необходимо, но одного лишь снижения налогов для расширения базы (т.е. для отказа от работы в тени) недостаточно.
По его мнению, необходимо проводить радикальные изменения от контролирующих органов до ограничения доступа к существующим квази-легальным схемам уклонения от "зарплатных" налогов.
"Понадобится радикальное и массовое изменение персонального состава госорганов, от которых зависит контроль над соблюдением правил (налоговая, Министерство финансов, прокуратура). Понадобится ограничение доступа к квази-легальным схемам уклонения от "зарплатных" налогов (упрощенная система налогообложения). А также усиление ответственности за выплату неучтенной заработной платы. Нужна уверенность в долгосрочности изменений (необходима предсказуемость и последовательность парламента, о чем приходится только мечтать)", - говорит Котенко.
Снижение ставки НДС
Уклонение от НДС способно обеспечить быстрые конкурентные преимущества недобросовестным компаниям. Выгода может быть материальной (благодаря размеру ставки, в том числе), а риск для того, кто уклоняется - приемлемым (благодаря сотрудничеству "уклониста" с контролирующими органами).
Нужно устранить необходимость изыскивать наличность в промышленных масштабах для выплаты неучтенных зарплат и взяток.
Читайте: Минфин хочет изменить сумму возмещения НДС
Попытка снизить ставку НДС, вероятно, продиктована предположением, что приближение ставки этого налога к стоимости уклонения от НДС сделает уклонение менее привлекательным по сравнению с его уплатой. Работоспособность идеи будет зависеть от того, насколько правильно угаданы мотивы поведения тех, кто уклоняется от налогов, и насколько верно спрогнозировано их поведение. Чтобы быть уверенным, что понимаешь уклониста - нужно самому быть (или "побыть") уклонистом, считает Котенко.
В любом случае, по мнению эксперта, без массовой замены персонального состава контролирующих органов, сотрудничество с которыми является обязательным условием для успешного уклонения, сохранится возможность и соблазн уклоняться от НДС даже после снижения ставки.
Что выпало из внимания законодателей?
По мнению эксперта налоговая реформа помимо, снижения ставок налогов и их количества, должна затронуть и смежные сферы. Так, предложенная парламентом налоговая реформа не решает следующее:
- методы обеспечения стабильности налогового законодательства (обещание моратория - просто декларация о намерениях);
- отсутствие понимания, сократится ли и насколько расходная часть бюджета, что создает опасения в увеличении de facto налогового давления на добросовестных налогоплательщиков;
- не акцентировано внимание на смене персонального состава контролирующих органов (не только налоговых) и изменении их статуса и условий их работы;
- изменение правил валютного регулирования.
"Рассматривать изменения только в налоговое законодательство без одновременного рассмотрения изменений в смежных сферах, названных выше – ошибочно", - подытожил Котенко.
Читайте: Налоговые споры в Украине: фискалов хотят лишить "куска хлеба"
Напомним, в ближайшее время на рассмотрение парламента должен быть внесен проект налоговой реформы. Сейчас конкурируют два документа - презентованный недавно Минфином и подготовленный комитетом ВР по вопросам налоговой и таможенной политики.
Как сообщал "Обозреватель", министерство финансов в рамках проведения налоговой реформы предлагает провести ряд усовершенствований администрирования ключевых налогов стране. В частности, изменения коснутся единого социального взноса (ЕСВ) налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налога на прибыль (ННП), а также налога на добавленную стоимость (НДС). Кроме того, предлагается сохранить налогообложение упрощенцев.