УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Закон о PayPal: эксперты назвали главные плюсы и минусы для украинцев

35,0 т.
PayPal

Закон об электронных платежных системах, который в Украине прозвали законом о PayPal, готовится к принятию. Инициатива Национального банка воспринимается экспертным сообществом не так однозначно, как хотелось бы. Главный отпугивающий фактор – даже если документ будет принят, не факт, что мировые "е-платежки" зайдут в Украину.

"Обозреватель" вместе с проектом PolitEyes узнал, как относятся лидеры мнений к инициативе НБУ.

Законопроект №5361 о регулировании перевода средств находится в списке приоритетов НБУ для продолжения реформы финансового сектора.

Читайте: Запрет на офисы в квартирах: почему Раде нельзя принимать драконовский закон

Андрей Ерашов, партнер организации EasyBusiness, считает, что проект предлагает очень своевременные и необходимые новации. Но у эксперта есть ряд замечаний.

"Во-первых, споры между инициатором перевода и лицом, которое проводит перевод, не должны решаться исключительно в суде, как предполагает законопроект. Участники операции при возникновении спора имеют право договориться "полюбовно" –например, посредством медиации. Во-вторых, спорным является норма о строгой необходимости выполнять решения НБУ. Среди прочего, это порождает возможность манипуляции людьми, которые будут принимать решения о взыскании, поскольку они будут последней инстанцией", – отмечает эксперт. Кроме того, по его мнению, полезно было бы добавить положение о переводе электронной гривни в валюту, разработав необходимый механизм реализации.

Вопрос оборота электронных денег давно требует урегулирования, подчеркивает Дмитрий Романович, проектный менеджер реформы дерегуляции Национального совета реформ.

"Полулегальное существование целого рынка значительно ограничивает интеграцию украинского рынка IT и фриланса в международную систему трудовых взаимоотношений. Обеспечение с одной стороны легализации операций, с другой – должного надзора за законностью операций на данный момент является необходимым", – пояснил позицию Романович.

Читайте: В маршрутку по е-билету: Рада поддержала важный закон

А вот Денис Малюська, ведущий юрист Офиса эффективного регулирования, считает, что законопроект, безусловно, заслуживает внимания, поскольку регулирует перевод денег, функционирования платежных систем и электронных денег. Сейчас это очень важные аспекты, регулирование которых требует совершенствования и эффективного контроля государства.

"Часть предлагаемого государственного регулирования выглядит уж очень по-драконовски. Среди таких излишних норм в первую очередь стоит назвать введение уголовной (!!!) ответственности за неправомерный выпуск либо использование электронных денег", – поясняет Малюська.

Он также обратил внимание, что введение лицензирования на перевод средств полностью возлагается на усмотрение лицензирующего органа.

"Кроме того, отрицательной новацией является существенные ограничения на использование электронных денег субъектами хозяйствования и физическими лицами. Причем правила такого использования не только чрезмерно ограничительные, но и сформулированы крайне неудачно. Например, операция по получению электронных денег ФОПами (!) в качестве уплаченных налогов, сборов и обязательных платежей, которые к тому же могут быть использованы только путем перевода в безналичную форму", – подчеркнул эксперт.

Законопроект, по его мнению, также содержит значительное количество мелких недостатков. Так, деятельность по переводу средств лицензируется, однако право на такую деятельность возникает не с момента получения лицензии, а с момента внесения информации в реестр (логично создавая вопрос о причинах дублирования двух разрешительных процедур – лицензирования и внесения в реестр).

"Или безусловное и ничем не ограниченное право регулятора признавать любую операцию услугой перевода денег, или же выпуском или использованием электронных денег. То есть законопроект следует принимать при условии внесения поправок, которые сделают его текст более привлекательным для бизнеса и прозрачным в использовании", – настаивает Денис Малюська.

Читайте: Шаг навстречу бизнесу: Рада изменила механизмы управления АО

Целесообразно было бы расширить возможности лицензии на перевод средств без открытия счетов для финансовых учреждений, а не ограничивать всех электронными деньгами, считает Владимир Хаян, директор ООО "Финансовая компания МБК".

"Расширение потребует также возможности договорного списания, директ-дебит. Нестабильность банковской системы требует четкого определения требований к банкам, в которых будут спецсчета. Уточнению подлежат некоторые определения (например, "провайдер интернет-расчетов"), механизм признания НБУ принадлежности операций к операциям, которые являются переводом, а также круга субъектов, которые не предоставляют услуги по переводу, но обеспечивают вспомогательные функции", – определяет эксперт.

Он обращает внимание, что законопроект не раскрывает ряд вопросов: как будет осуществляться валютное регулирование в случае учреждения международной валютной системы финучреждением-резидентом. Кроме того, не решен вопрос коммунальных компаний, которые сейчас принимают средства от населения в качестве посредников, но не имеют при этом лицензии, не зарегистрированы в реестре НБУ в качестве операторов платежной инфраструктуры и тому подобное.

Ранее "Обозреватель" объяснял, в чем же заключается суть законопроекта об электронных платежных системах.