УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Конец бренду социального государства, или Для чего бережет газ президент Туркмении

2,6 т.
Конец бренду социального государства, или Для чего бережет газ президент Туркмении

Туркмения отказывается от бренда "социального государства": власти вынуждают жителей платить за газ. Рационализация дорого обходится населению. Чем вызваны данные меры, выясняла DW.

Видео дня

Меньше чем через год после отмены бесплатной раздачи бензина населению власти Туркмении фактически отказываются от другого "бренда страны", которым они пользовались с 1993 года, а именно - от бесплатного обеспечения населения газом. Такая льгота при лимите до 50 кубометров газа в месяц была введена тогдашним президентом Сапармуратом Ниязовым сначала на 10 лет, а потом - вплоть до 2030 года. И фактически местные власти за соблюдением лимита не следили.

Как рассказал DW глава правозащитной организации "Туркменская инициатива по правам человека" (ТИПЧ) в Вене Фарид Тухбатуллин, во времена Туркменбаши представители властей лишь изредка обходили дома и проверяли уровень потребления газа. В таких случаях в сельских домах при наличии теплиц, отапливаемых газом, или печек для выпечки хлеба - тандыров - с владельцев брали плату, но это была символическая сумма, "на глазок". А в многоквартирных домах с центральным отоплением, где для приготовления пищи явно используются газовые плиты, платы не брали.

А если не поставят счетчик - отключим газ

В феврале 2015 года нынешний глава государства Гурбангулы Бердымухамедов призвал к рациональному использованию газа и поручил правительству организовать контроль над тем, как топливо расходуется населением. Речь идет о кампании по установке счетчиков потребления газа. "Требование установить счетчики появилось еще в 2012 году, но именно теперь, в конце 2014 - начале 2015 годов, эту практику стали серьезно внедрять. Причем в регионах людей заставляют самих платить и за газ, и за установку счетчиков", - рассказывает Фарид Тухбатуллин.

По его сведениям, установка такого прибора обходится в 170-200 долларов, что отнюдь не всем по карману. При наличии счетчика возрастает и фактическая оплата за газ. "Тех 50 кубометров, которые выделяются на каждого жителя бесплатно, по опыту, хватает только на готовку пищи. Но у большинства населения и отопление, и горячая вода связаны с использованием газа, поэтому обычно расход выше лимита", - поясняет эксперт.

Тухбатуллин полагает, что оплачивать установку счетчиков должно государство, так как это его инициатива. "Но на периферии люди уже привыкли к тому, что деньги за все подобные проекты власти берут с них. А тем, кто не заплатит, просто перерезают газоснабжение, так что они вынуждены занимать необходимые средства, и оплачивать", - продолжает глава ТИПЧ, подчеркивая, что особенно тяжко без газа приходится жителям севера страны, где очень холодные зимы. Он отмечает общую тенденцию: Туркмения постепенно отказывается от демонстрации повышенной социальной заботы о своих гражданах.

Экспорт за счет населения?

Эксперт подчеркивает, что именно газ является основой туркменской экономики. Между тем Россия и Иран - два из трех главных покупателей туркменского газа - решили сократить объемы его закупок. "Единственный, кто достаточно стабильно его покупает - это Китай. Но нам не удалось найти какие-либо данные о том, сколько заплатил Китай за полученный газ, - пояснил Тухбатуллин, предположив, что пока эти поставки осуществлялись в счет погашения кредитов. - Экономика Туркмении сейчас, мягко говоря, сильно хромает, поэтому власть ищет возможности для сбережения средств, и экономия на газе - одна из них".

С другой стороны, возможно, Ашхабад решил экономить газ на внутреннем рынке, поскольку готовится к масштабному экспорту топлива. Ведь в связи с кризисом на Украине и изменением планов России по строительству газопровода "Южный поток" Европа ищет альтернативу российскому газу, а Туркмения не прочь этим воспользоваться, говорит в интервью DW берлинский эксперт по энергетике Андрей Тибольд (Andrej Tibold). По его словам, помимо ЕС, повышенный интерес к Туркмении стала проявлять и Турция.

Газ или права человека?

По словам Фарида Тухбатуллина, Ашхабад до сих пор демонстрировал нерешительность в том, стоит ли соглашаться на участие в "Набукко" или аналогичном проекте строительства газопровода в Европу. Однако сейчас, судя по косвенным признакам, туркменские власти склоняются к положительному ответу. "Трубопровод от Чарджоу до Каспийского моря фактически готов. Он строился Туркменией для подачи газа в Европу, но большая политика, в том числе боязнь испортить отношения с Ираном и Россией, стоит на пути полной реализации этого плана",- поясняет Тухбатуллин.

Сейчас тема транспортировки туркменского газа через Азербайджан и Турцию в Европу снова прорабатывается. В течение нескольких лет правозащитники успешно тормозили заключение временного торгового соглашения между Туркменией и ЕС. "Тем не менее, по нашим сведениям, в 2015 году этот договор будет подписан, - рассуждает Фарид Тухбатуллин. - То есть Европа готова торговать с Туркменией и уступить режиму в Ашхабаде в вопросах соблюдения им прав человека".

Ставка с непредсказуемыми последствиями

В свою очередь, Андрей Тибольд указывает на то, что на пути к осуществлению подобного проекта остается много нерешенных проблем. "Потеря доверия между ЕС и Россией из-за кризиса на Украине сейчас уже столь ощутима, что в скором будущем восстановить его не получится. Но делать ставку на Туркмению означает идти на большой риск", - говорит берлинский эксперт. Один из факторов риска, по его мнению, - это напряженная обстановка на границе Туркмении с Афганистаном. Второй - это сам режим в Туркмении, который может спровоцировать нечто сродни "арабской весне", чреватой непредсказуемыми последствиями для энергетических проектов на территории страны. "Далее, по Транскаспийскому газопроводу не найдено конструктивного решения, устраивающего Россию и Иран. А если через Турцию будут проходить два важных трубопровода - TANAP и "Турецкий поток"- это заметно усилит переговорную позицию Анкары перед ЕС, что в Брюсселе не вызывает большого энтузиазма", - резюмирует Тибольд.

.