УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

НБУ и "Расчетный центр" около года спасали банк-банкрот за счет других банков

6,0 т.
НБУ и 'Расчетный центр' около года спасали банк-банкрот за счет других банков

Предправления банка "Расчетный центр" (РЦ) Юрий Шаповал подтвердил факт того, что обанкротившийся в 2015 г. Украинский профессиональный банк (УПБ) пополнял свою ликвидность за счет средств рефинансирования других банков. При этом УПБ якобы использовал "своих друзей" в подконтрольном НБУ банке РЦ.

Видео дня

Об этом сообщил Шаповал в интервью для интернет-издания "Апостроф".

"Понятно, что УПБ пополнял свою ликвидность любыми средствами, в том числе и средствами рефинансирования. Но, видимо, этих денег ему не хватало, и он решил кого-то ввести в заблуждение, что у него состояние, на самом деле, лучше, чем есть. Поэтому он должен был где-то брать кредиты. Понятно, что "Райффайзен банк "Аваль" или какой-то другой нормальный банк, у которого нормальная система управления рисками, вряд ли выдал бы УПБ кредит. Но у УПБ были друзья в "Расчетном центре", закрывающие в том числе глаза на риски", - сказал он.

По делу о банкротстве УПБ и банков - кредиторов УПБ следственные органы ведут уголовное   производство, по которому в качестве свидетелей проходили сам Юрий Шаповал и Ольга Шаповал – сотрудник подразделения кураторов НБУ.

Ранее в расследовании журналистов издания "Апостроф" утверждалось, что эти лица, находясь в семейных связях, действовали по умыслу: РЦ выдавал УПБ средства третьих лиц (других банков), а руководитель кураторов от НБУ закрывал глаза на процесс кредитования явно проблемного банка. Журналисты также утверждают, что НБУ не мог не знать об этом через куратора, тем более, что действовал запрет регулятора на обслуживание УПБ корсчетов в гривне.

Шаповал отрицает причастность к схеме по выводу средств коммерческих банков своей жены – сотрудницы департамента банковского надзора НБУ Ольги Шаповал:

"Насколько мне известно, в течение всего этого периода она не была контролером ни РЦ априори, ни УПБ. Хотя по УПБ, насколько мне известно, как раз вследствие реорганизации банковского надзора, в марте или апреле 2015 г. она была заместителем руководителя подразделения кураторов", - сообщил он в интервью.

Эту информацию подтвердили в НБУ, сообщает "Апостроф": "С 23 марта по 21 декабря 2015 г. она (Ольга Шаповал. – Ред.) занимала должность заместителя начальника управления – начальника отдела кураторов банков первой и второй группы управления кураторов банков департамента банковского надзора НБУ. "Украинский профессиональный банк" в данный период относился к банкам третьей группы, - сообщается в комментарии пресс-службы НБУ."

При этом, как сообщало издание, у регулятора затруднились уточнить, кто именно в тот период был куратором проблемного банка УПБ и на каком основании подконтрольный НБУ банк имел корсчета в коммерческом банке с проблемными балансами, о чем сообщил в интервью Шаповал: "Те банки (пострадавшие 11 банков, которые спикер называет "футбольной командой". - Ред.) выдали кредиты УПБ, одновременно с этим в течение одного дня РЦ еще и кредитовал сам УПБ… Открыли корреспондентский счет в УПБ и просто заводили туда деньги… С августа 2014 по апрель 2015, когда это все вскрылось, там уже шла речь о дневных оборотах по 800 миллионов гривен в день."

"Примерная сумма которую отдали банки в УПБ в рамках платежей внутри "Расчетного центра", - около 650 млн грн. Данная сумма была фактически выведена из РЦ в пользу УПБ. Куда УПБ расходовал данные ресурсы, нам неизвестно… Факт остается фактом, что и НБУ, и РЦ около года поддерживали на плаву фактически обанкротившийся банк средствами рефинансирования и средствами других банков," - конкретизировал чиновник.

Напомним, что по факту об ущербе, нанесенном коммерческим банкам в сумме 800 млн грн, СБУ ведет уголовное производство, что подтвердил в своем интервью Шаповал.