Евгений Олейников: поляки все равно продолжат работать с украинцами, но уже нелегально
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Правительство Польши в соответствии с требованиями Еврокомиссии разрабатывает законопроект, который изменит правила трудоустройства иностранных граждан. Планируется, что он уравняет зарплаты иностранцев и поляков, повысит плату работодателей за наем иностранных работников и введет жесткую бюрократическую регуляцию. Об этом законопроекте и его влиянии на рынок труда в Польше, а также о дальнейшей судьбе украинских трудовых мигрантов "Обозреватель" побеседовал с экспертом Экономического дискуссионного клуба, бывшим руководителем департамента Министерства экономического развития и торговли Украины Евгением Олейниковым.
– Этот законопроект очевидно повредит интересам украинских мигрантов в Польше. Чем мотивированы требования Еврокомиссии?
– Суть требований Еврокомиссии очень проста. На сегодняшний день молодежная безработица в некоторых странах Евросоюза достигает 80% – в Испании, если мне не изменяет память. И даже средняя безработица достаточно высокая. Во многих странах она превышает 20%.
Под безработной молодежью обычно понимают тех, кто до 30 лет не имел еще даже первого рабочего места. В Швеции, например, ситуация такова, что на первом рабочем месте люди готовы работать вообще бесплатно. Просто чтобы получить необходимый опыт, который затем позволит найти другую работу.
Читайте: Украинцам дадут такую же зарплату, как у поляков
Понятно, что в такой ситуации ЕС упирается в то, что ему необходимо обеспечивать трудоустройство и работоспособность собственных граждан, собственной рабочей силы. Потому что иначе очень высокими становятся социальные расходы. На сегодняшний день у многих стран долговая нагрузка превышает размеры ВВП. А это уже считается опасным. Все понимают, что пример Греции – не исключение. Это может быстро стать правилом для многих других стран Еврозоны. Вполне естественно, что они принимают меры защиты собственного трудового рынка.
– Почему именно Польша? Насколько я понимаю, у них довольно хорошая ситуация именно в плане иностранных работников: поляки едут в Великобританию и другие страны ЕС, а их место занимают украинцы.
– А что в этом хорошего с точки зрения Евросоюза? Большой безработицы нет как раз потому, что – вы правильно сказали – поляки едут в другие страны. А куда ехать гражданам этих стран?
Не будем забывать, что ЕС хоть и квази-государство, но все-таки государство. В этой ситуации в любом случае все проблемы, которые возникают в отдельных странах, в конечном итоге возвращаются к Еврокомиссии. И ставится вопрос, как их решить.
Часть поляков, которые уезжают в другие страны Евросоюза, уезжают именно потому, что есть возможность нанять украинца, который за меньшие деньги будет делать необходимую работу. Чем меньше украинцев могут работать в Польше, тем больше польских граждан останется на месте, тем меньше будет давление на рынок труда других стран ЕС, более богатых.
Давайте не будем забывать, что, если мы прочитаем Соглашение об ассоциации, там как раз по поводу открытости рынка труда Украине никто ничего не говорил и не обещал. Речь шла о движении товаров, а не людей.
Читайте: Открытое небо с ЕС: Польша сняла все ограничения на полеты из Украины
– Насколько я знаю, подобное законодательство точно существует в Нидерландах и некоторых других странах ЕС. Как оно работает?
– Формально к нему очень сложно придраться. Потому что его можно подать, как своего рода социальную защиту иностранных работников. То есть мы не позволяем эксплуатировать иностранного рабочего больше, чем своего. Фактически это, разумеется, направлено на другие цели.
– Требования Еврокомиссии принять этот законопроект ультимативны?
– Насколько мне известно, соответствующие директивы они пока что не принимали. Как мы знаем, обязательными являются именно директивы Еврокомиссии. Рекомендации и тому подобное носят необязательный характер. Но не будем забывать, что Польша, при всех неплохих экономических показателях, на данный момент не донор, а реципиент. То есть она продолжает получать различные дотации из бюджета ЕС. И кроме того, просит еще больше компенсаций за торговое эмбарго с РФ и в других моментах.
Если Польша не будет внимательно прислушиваться к рекомендациям Еврокомиссии, она может быстро упереться в ситуацию, когда Еврокомиссия перестанет прислушиваться к ее просьбам.
– Последует ли за принятием законопроекта сильное падение темпов трудовой миграции из Украины в Польшу и количества тех работников, которые уже там?
– Учитывая предыдущий опыт в этих сферах, можно ожидать скорее высокой тенизации рынка труда в Польше. Особенно, если это будет сопряжено с получением безвизового режима Украиной, я ожидаю увеличения количества трудовых туристов.
Они его пока не приняли. Я не думаю, что, условно говоря, на следующий день немедленно обрушатся все миграционные потоки. Тот или иной работодатель не нанимает украинца просто потому, что хочет заработать. Для некоторых рентабельность бизнеса рассчитана исходя из именно такой стоимости рабочей силы. Подняв стоимость рабочей силы, бизнес станет просто нерентабельным. Такая угроза наверняка есть. Поляки все равно продолжат работать с украинцами – просто нелегально.
Читайте: Плохая новость для соседа: Украина и Польша готовят действия по транзиту и Шелковому пути
– Когда вы говорили о предыдущем опыте, вы имели в виду именно трудовую миграцию из Украины в Польшу?
– Я имел в виду опыт исполнения Польшей и другими восточноевропейскими странами ЕС тех или иных рекомендаций Брюсселя. Если мы посмотрим на документы Еврокомиссии, которые у нас почти не освещаются, она достаточно часто предъявляет те или иные претензии восточным странам Европы. Из тех моментов, которые до нас докатились, это история с беженцами, когда восточноевропейские страны встали в позу: мол, не примем, не хотим. А Еврокомиссия со своей стороны грозит всевозможными санкциями: урежем бюджеты, не дадим помощи, выпишем штрафы. Но есть куда менее известные ситуации, связанные, в том числе, с несанкционированным использованием рабочей силы. То есть я говорю в данном случае о том, что поляки имеют определенный опыт достаточно вольного исполнения рекомендаций и даже директив Еврокомиссии.
Ожидать обвала рынка труда в Польше не стоит. Другой вопрос, что потоки будут постепенно сокращаться, если примут этот закон и будут требовать его исполнения. Для многих нынешних трудовых мигрантов может ухудшиться ситуация. Потому что сегодня они работают официально, а завтра вынуждены будут нелегально, со всеми вытекающими последствиями. Но глобального закрытия въезда для украинцев не прогнозирую.
– Какие могут быть альтернативы у украинского трудового мигранта в плане географии?
На данный момент выбор у нас небогатый. Традиционно миграционные потоки двигались в двух направлениях: это ЕС и РФ. Чем дальше от границы, тем сложнее организовать все, что связано с перемещениями. Есть надежда на безвизовый режим – он должен упростить перемещение трудовым туристам. Но все упирается в то, что если мы начнем этим злоупотреблять, Украина может получить приостановку безвизового режима.
Вы же видели, что Еврокомиссия создала достаточно жесткие рычаги приостановки безвизового режима с тем или иным государством. Имею в виду, что если раньше вопросы безвизового режима регулировались в основном договорами об этом безвизовом режиме, то сейчас это вынесено в отдельную процедуру. И она запускается решением Еврокомиссии. То есть, по сути, в одностороннем порядке. Если ЕС решит, что наступил момент, предусмотренный этой процедурой – то есть существует какая-либо угроза его интересам, – он просто приостановит безвизовый режим.