Андрей Костин: Для России это сейчас не настоящий кризис
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В интервью Handelsblatt глава ВТБ объявляет о переезде европейской дочки банка из Вены во Франкфурт и высказывается о западных санкциях, китайских инвестициях и Deutsche Bank.
В ходе предстоящей реструктуризации VTB Direktbank, европейского дочернего банка российского ВТБ, его штаб-квартира переедет из Вены во Франкфурт-на-Майне. Об этом глава ВТБ Андрей Костин объявил в интервью, опубликованном 12 октября немецкой газетой Handelsblatt и австрийской Standard. "Я очень люблю Вену, там замечательная опера, там нормальный банковский надзор, но Франкфурт - это банковская столица Европы. И я хочу укрепить наше франкфуртское подразделение", - поясняет свое решение российский банкир (это и все последующие высказывания приводятся в обратном переводе с немецкого).
ВТБ укрепляет дешевый источник валюты
По данным Андрея Костина, европейский холдинг ВТБ управляет сейчас вкладами в размере 4 миллиардов евро. "Это не так много, но для нашего маленького банка все равно интересно", - отмечает банкир. Привлекательность европейской дочки для материнской компании он объясняет так: "Зарубежная сеть дает нам возможность осуществлять сделки по европейским законам, что предпочитают некоторые из наших клиентов". К тому же, добавляет он, "это дополнительный источник получения средств в евро на выгодных условиях".
Сообщение о планах второго по величине российского государственного банка расширить свое присутствие во Франкфурте-на-Майне обошло в понедельник немецкие деловые СМИ, но никакой официальной реакции не вызвало. Пресс-служба Федерального объединения немецких банков (BdB) в ответ на запрос DW сообщила, что бизнес-решения она в принципе не комментирует. Для клиентов VTB Direktbank от переезда штаб-квартиры из одной страны ЕС в другую все равно ничего не изменится. Их вклады до 100 тысяч евро как были, так и остаются застрахованными.
В обширном, на две полосы, интервью Handelsblatt Андрей Костин высказывается по целому ряду других тем. Так, он сообщает, что ВТБ ожидает в этом году сокращения ВВП России на 3,8 процента, а в следующем исходит из "небольшого роста" на 0,5 процента. "Выходит, никакого кризиса нет?", - переспрашивают корреспонденты деловой газеты и указывают на прогноз МВФ, согласно которому российский ВВП в 2016 году сократится еще на 0,6 процента.
Кризисы были раньше, сейчас просто рецессия
"Для России это сейчас не настоящий кризис", - отвечает Андрей Костин. По его словам, подлинные обвалы экономики, когда компании не в состоянии больше обслуживать кредиты, когда разоряется одно предприятие за другим, а банки переживают гигантские проблемы с ликвидностью, происходили в России в 1998 и в 2008-2009 годах. "А сейчас у нас рецессия", - продолжает глава ВТБ. В нынешней ситуации он не видит столь серьезных проблем, несмотря на глубокое падение цен на нефть.
"Наше нынешнее экономическое положение на 90 процентов является результатом падения сырьевых цен", - убежден российский банкир. "И лишь 10 процентов связаны с санкциями?", - спрашивают журналисты главу банка, тоже включенного в штрафные списки США и ЕС. "Думаю, да", - отвечает Андрей Костин. В некоторых сферах, продолжает он, санкции "даже привели к сокращению импорта и тем самым к росту отечественной промышленности".
Экономику России ждут два-три года застоя
Если бы российская экономика не была все еще слишком монополизированной во многих областях, она бы намного лучше справлялась с негативными эффектами, считает Андрей Костин. На страницах газеты Handelsblatt он дает такой прогноз динамики российского ВВП: "В целом я исхожу из того, что мы еще 2-3 года будем стагнировать, а потом вновь расти".
Особых надежд на Китай глава ВТБ не возлагает. "Несмотря на то, что у нас есть дочка в Шанхае, и мы являемся крупным торговцем на рынке юань-рубль, китайский рынок не может заменить американские и европейские банки. К тому же Китай очень осторожен". Отвечая на вопрос о снижающихся китайских инвестициях в России, Андрей Костин отвечает, что "китайцы тоже научились считать деньги". К тому же, сетует банкир, сейчас нет проектов, которые обеспечивали бы норму прибыли в 20 процентов, поэтому и китайские, и западные, и сами российские инвесторы проявляют сдержанность.
На просьбу журналистов из Германии прокомментировать планы Deutsche Bank радикально сократить свой бизнес в России Андрей Костин отвечает так: "Очень жаль. Это реакция на жесткие действия в США, на немного некрасивые инциденты в московском филиале, где якобы имело место отмывание денег или фиктивные денежные переводы".
По мнению российского банкира, реакция руководства немецкого банка на случившееся является преувеличенной. "Deutsche Bank - это мой любимый банк, я забрал оттуда многих инвестиционных банкиров, мой сын там работал. Мне кажется, у Deutsche Bank - большое будущее", - заверяет читателей Handelsblatt глава российского банка ВТБ Андрей Костин.