Кипр убило евро?
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Кризис на Кипре появился на горизонте еще в конце прошлого года, когда немецкие политики начали высказывать первые серьезные сомнения относительно миллиардной помощи экономике острова.
В начале ноября журнал "Spiegel" опубликовал статью, в которой цитировал бюджетного эксперта Социал-демократической Партии Германии Карстена Шнайдера: "Мы не можем страховать вклады грязных российских денег в кипрских банках деньгами немецких налогоплательщиков". Журналисты же ссылались на отчет спецслужб об отмывании российских денег на Кипре, который существенно мог повлиять на предоставление финансовой помощи в размере 10 млрд. евро от ЕС.
Власти острова отрицали все обвинения, пытались спасти свою репутацию и уже в середине декабря уведомили ЕС о начале расследования дела об отмывании на Кипре денег, украденных из российского бюджета и связанных со смертью Магнитского и Перепеличного. Речь идет о преступных схемах группы бывшего банкира Дмитрия Клюева, в которую были вовлечены высокопоставленные чиновники в МВД и ФСБ России. Адвокаты британского фонда Hermitage Capital, где работал Магнитский, представили материалы генеральному прокурору Кипра еще в июле.
Возможно, кипрские власти предвидели проблемы с финансовой помощью, так как ранее они уже отказывали ЕС в расследовании дел об отмывании денег. Зато в июне они обратились к Москве за новым кредитом на сумму 5 млрд. евро, но тогда Россия сослалась на необходимость консультаций с ЕС. И вот в конце декабря на пресс-конференции по итогам последнего саммита Россия-ЕС Путин впервые прокомментировал ситуацию вокруг Кипра и заявил, что "для нас не очень комфортно вмешиваться в этот процесс". Вместе с тем представители Европейского ЦБ намекнули Кипру, что в прошлом году помощь на сумму 2,5 млрд. евро им оказывала Россия и что диалог по этому вопросу с ней нужно теперь и вести. Круг замкнулся.
Когда над Кипром нависла реальная угроза, и стало ясно, что позиция России в отношении Кипра, скорее всего, не изменится, некоторые владельцы счетов в кипрских банках еще зимой начали выводить средства из страны. Об этом свидетельствует статистика, представленная Европейским ЦБ. Однако никто не мог предположить жесткости мер, которые ЕС планировал ввести, поэтому уже в разгар кризиса некоторым россиянам, чьи деньги были заблокированы на острове, пришлось их изымать через специальные фирмы, в обход постановлений ЦБ Кипра.
Итак, чем же были продиктованы позиции основных сторон? Почему ЕС пошел на такие жесткие меры, а власти Кипра быстро им уступили, хотя подобные меры не популярны среди населения? И почему Россия не захотела спасать кипрские оффшоры?
Мир ввергнут во вторую великую депрессию, и Европа действительно переживает тяжелейший экономический и финансовый кризис, растут долги и безработица, и даже недавний скандал с добавлением в говядину мяса конины был вызван неурожаями по всему миру, когда фермеры вынуждены экономить на дорогих кормах.
Главная проблема Европейского союза – это общая валюта евро, ни у одной из стран нет контроля над ее обращением. Именно поэтому опрометчивая финансовая политика отдельных членов союза может угрожать другим относительно стабильным странам. Европа пошла на необдуманный шаг, пытаясь расширить союз и увеличить количество стран-членов, о чем сейчас сильно сожалеет.
Меры ужесточаются, потому что кризис в Европе нарастает. Теперь банкиры столкнулись с новой проблемой – банкротство целых стран, ведь в случае банкротства одно государство не может продать или передать свои земли другой стране. Все это заставляет банкиров менять руководство в тех странах, где сопротивляются непопулярным среди населения антикризисным мерам, как это произошло с Берлускони и Папандреу. Видимо, никто из руководства Кипра не захотел разделить их участь.
Что касается позиции России, которая ранее помогала Кипру, то она, скорее всего, продиктована недавними президентскими выборами в стране, и как это ни странно – сменой руководства. Возможно, Путин взял серьезный курс на борьбу с коррупцией, или, возможно, некоторые европейские партнеры поддерживали Путина во время его предвыборной кампании, или просто деньги успели вывести. Так или иначе, потеря оффшора выгодна для простых граждан России.
К чему все это приведет? Финансовая и банковская система в условиях современной глобальной экономики стала слишком нестабильна, поэтому хранить деньги в банковских учреждениях стало слишком рискованно. Возможно, кризис распространится на другие страны и в ближайшем будущем экономика постепенно вернется к бартерной системе, но для этого надо осознать, что деньги – это бумага, которая ничего не стоит.