Комментарий: Что означают рекордные 12 000 пунктов у DAX?
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Рост главного и второстепенных немецких биржевых индексов говорит как об иррациональном мыльном пузыре, так и о вполне рациональной оценке перспектив экономики ФРГ, считает Андрей Гурков.
Важнейший биржевой индекс крупнейшей экономики Европы 16 марта впервые в истории преодолел отметку в 12 000 пунктов. Всего месяц назад DAX пробил на Франкфуртской бирже предыдущий знаковый рубеж в 11 000 тысяч пунктов. С начала 2015 года главный индикатор состояния фондового рынка Германии вырос более чем на 20 процентов. Это не просто подъем. Это бум.
Решающее значение международных инвесторов
Но почему именно сейчас все вдруг начали скупать акции 30 ведущих немецких компаний? Разве над еврозоной не нависла все более реальная угроза дефолта Греции? Разве бизнес Германии не страдает на фоне конфликта вокруг Украины от сокращения торговли с таким важным для него партнером, как Россия? Разве не происходит обвальное падение евро?
Все это международных инвесторов, как видим, не смущает. А речь идет именно о международных покупателях. Все последние годы доля нерезидентов среди акционеров крупнейших немецких компаний неуклонно росла, и теперь уже две трети рыночной капитализации DAX находятся в руках иностранцев. Они и выступают сейчас основными покупателями немецких бумаг.
Что ими движет? Отчасти, безусловно, стадное чувство: на немецком рынке царит эйфория, акции растут, и многим, естественно, хочется поучаствовать в этом празднике. А профессиональным портфельным управляющим зачастую просто ничего иного не остается, как покупать вместе со всеми. Ведь вскоре им предстоит отчитываться по итогам квартала, и если в их портфелях не окажется тех акций, которые так хорошо шли в последние недели, работодатели могут с них строго за это спросить.
Получается, перед нами - мыльный пузырь? Отчасти да. И причина его абсолютно очевидна: Европейский центральный банк (ЕЦБ) опустил процентные ставки фактически до нуля и запустил программу количественного смягчения. Иными словами, он накачивает рынок дешевыми евро, и немалая часть из них, конечно же, оказывается на бирже, причем именно на рынке акций, поскольку курсы многих гособлигаций уже настолько высокие (а доходность низкая), что приобретать их невыгодно и слишком рискованно.
Количественное смягчение ЕЦБ и слабый евро
Однако было бы ошибкой сводить нынешние рекорды DAX только к надуванию мыльного пузыря. ЕЦБ заливает ликвидностью всю еврозону, но из ее важнейших биржевых индексов до невиданных высот поднялся только немецкий. И французский CAC 40, и ключевой фондовый индикатор валютного союза Euro Stoxx 50 от исторических максимумов по-прежнему весьма далеки. Так что международные инвесторы не просто закупаются, где попало в Европе - они прицельно приобретают главным образом немецкие бумаги.
Стало быть, у взлета DAX, несмотря на все более очевидные иррациональные черты, имеется и вполне рациональное зерно. Мы видим, что в 2015 году международные инвесторы сознательно вкладываются в немецкую экономику и немецкие компании, причем далеко не только в "голубые фишки". От одного исторического максимума к другому взлетают в последние месяцы и индекс MDAX, объединяющий ведущие компании второго эшелона, и индекс третьего эшелона SDAX, и TexDAX, отражающий динамику молодых высокотехнологичных фирм.
Все это говорит о том, что инвесторы со всего мира верят в потенциал немецкого бизнеса - несмотря на угрозу греческого дефолта, на сокращение торговли с Россией и на всякие другие реальные или мнимые угрозы международной стабильности и экономическому процветанию. Ну, а слабость евро инвесторы вообще воспринимают как дополнительный бонус, поскольку низкий курс европейской валюты крайне выгоден немецким экспортным компаниям, а биржевые индексы семейства DAX из них главным образом и состоят.
В общем, нынешний биржевой бум в Германии - это прямой результат денежной политики Европейского центрального банка, которая быстрее всего начала давать пышные всходы на хорошо подготовленной и возделанной немецкой почве.
Андрей Гурков, экономический обозреватель DW