УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

5 миллиардов, которые плохо лежат

7,2 т.
5 миллиардов, которые плохо лежат

В Украине функционирует целый ряд государственных институтов, ситуация в которых никак не изменилась со времен Януковича. Всем хорошо известны такие, например, организации как "Укрспирт" или "Укравтодор".

В сети можно ознакомиться с огромным количеством компрометирующей информации о деятельности чиновников этих организаций. Однако если вы наберете в поисковике "Государственное ипотечное учреждение коррупция", то не обнаружите ничего существенного, сообщает from-ua.com.

Между тем, финансовые масштабы деятельности ГИУ и "Укрспирта" и "Укравтодора" вполне сопоставимы: оборот ГИУ составляет до 5 млрд грн. Отсутствие содержательного компромата на эту структуру и ее руководителей в открытых источниках может иметь два логических объяснения. ГИУ – это либо утес честности, о который разбиваются волны бушующего океана украинской коррупции, а его руководители – это моральные авторитеты нации. Либо ГИУ – крайне закрытое учреждение, руководители которого позаботились об отсутствии в СМИ компромата на возглавляемую ими организацию и на них лично.

ГИУ было создано в 2004 году. Предполагалось, что учреждение будет рефинансировать или покупать уже выданные банками ипотечные кредиты. Вместо этого ГИУ выкупало недострои у несостоятельных, а в большинстве случаев – сомнительных девелоперов, достраивало их, а затем перед объективами телекамер высшие чиновники, например Александр Вилкул, вручали десятку очередников ордера и ключи, демонстрируя заботу правящей партии о простых тружениках. Кому вручались остальные ордера – оставалось за кадром. Критерии отбора недостроев и обоснование величины сумм, за которые они покупались на государственные деньги, достоянием общественности так и не стали. По словам экс-главы ГИУ Валентина Рыбачука (уроженца Донецкой области и стоматолога по специальности), занимавшего этот пост во время правления Виктора Януковича, только в 2011-2013 гг. ГИУ профинансировало достройку 34 жилищных объектов. Согласно данным "Экономической правды", на начало июля 2013 года ГИУ профинансировало достройку 31 жилого объекта, общей площадью жилья в них 571 тыс кв м. (около 10 тыс квартир в разных регионах). При этом на сайты ГИУ и в интервью его руководителей говорится, что до 2013 года включительно услугами этого учреждения пользовались ежегодно порядка 1,2-1,6 тысяч семей, и получали они квартиры не бесплатно, а покупали в кредит по льготной, примерно17-процентной ставке.

Еще один вид деятельности ГИУ – рефинансирование ипотечных кредитов, выдаваемых банками семьям в рамках государственной программы поддержки ипотечного кредитования. Занимается, правда, по очень странной схеме: вместо того, чтобы рефинансировать уже выданные кредиты, ГИУ авансирует банки-партнеры. То есть просто заводит в частные банки миллионы гривен как бы в расчете на многочисленные ипотечные кредиты, которые потом якобы возьмут клиенты этих банков. Нынешний глава ГИУ Андрей Камуз, объясняя, почему возглавляемое им учреждение работает по такой схеме, уверял, что авансирование необходимо "чтобы стимулировать банк и предоставить ему возможность, не отвлекая собственные ресурсы, кредитовать население. Банк, со своей стороны, предоставляет ГИУ график использования наших денег и дату закрытия аванса". Не совсем понятно, почему ГИУ вместо НБУ так озабочено проблемой восполнения банковских ресурсов, а не своей прямой обязанностью – обеспечением населения дешевыми ипотечными кредитами.

По данным самого ГИУ, за восемь лет деятельности учреждения с 2004 до 2013 было рефинансировано лишь около 8 тысяч кредитов. За 11 месяцев 2014 года ГИУ рефинансировало целых 349 кредитов на 102 млн грн. За 11 месяцев 2013 года – 603 кредита на 145 млн грн. В то же время, что объем управляемых ГИУ средств достигает 5 млрд грн. Эти деньги ГИУ получает напрямую из госбюджета, а также за счет выпуска государственных облигаций, которые выкупаются частными и государственными банками. Возникает простой вопрос: а куда же ГИУ девает оставшуюся сумму? Не на "стимуляцию" ли банков, а проще говоря – не на обеспечение ли банков дешевыми и не совсем легальными ресурсами, которые используются, в том числе, и для спекуляций на курсе доллара?

Когда смотришь на механизм, по которому работает ГИУ, то складывается ощущение, что он придуман не для рефинансирования ипотеки, а для создания максимально комфортных и безнаказанных условий для коррупции и отъема денег у государства. Деньги, которыми распоряжается ГИУ – государственные. Но, условия размещения средств ГИУ в банках публично не разглашаются и регламентируются, похоже, в первую очередь предпочтениями сторон сделки, а не законодательством. Критерии, по которым ГИУ отбирает банки для "авансирования" ипотеки, также известны лишь руководству ГИУ. Среди банков-партнеров ГИУ немало заслуживающих внимания учреждений: например, банк еще одного стоматолога по специальности – Александра Януковича, "Укрбизнесбанк", российские банки "ВТБ", "Проминвестбанк" и "Сбербанк России", "Унисон банк". Один из пяти банков, который ГИУ с гордостью выставляет в первую пятерку ноябрьского рейтинга лидеров по объемам рефинансирования ипотечных кредитов – это "Юнекс банк", чьим владельцем называют российского бизнесмена Вадима Новинского. Напомним, примерно полуторалетнее владение Новинским одним из крупнейших украинских банков – банком "Форум" (был куплен в декабре 2012 у немецкого Commerzbank) закончилось банкротством "Форума", сегодня банк находится в состоянии ликвидации. Среди партнеров ГИУ преобладают банки третьей и четвертой группы, целесообразность сотрудничества с которыми в нынешних экономических условиях, весьма сомнительна.

Почему же у ГИУ такие партнеры? Глава ГИУ после падения режима Януковича был поставлен новый (Андрея Камуза считают креатурой нынешнего председателя комитета государственной безопасности ВР Сергея Пашинского). Однако заместители остались прежние - Юрий Зоц, чиновник, по данным "Украинской правды", близкий к Николаю Азарову и Игорь Тельбизов, дончанин, почему-то стесняющийся родного города и не указывающий на официальном сайте ГИУ места своего рождения.

С учетом всего вышесказанного, хочется задать вопрос премьер-министру Яценюку и министру финансов Наталье Яресько: а зачем Украине такое учреждение – не выполняющее своих функций и несущее на себе печать тотальной коррупции? Неужели после победы Майдана, в ситуации войны с Россией, во время тяжелейшего экономического кризиса и обнищания населения Украина может позволить себе ТАК тратить миллиарды государственных средств?