Украина, Путин и Сорос: самые невероятные факты о финансировании Трампа и Клинтон
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Есть такая поговорка: кто девушку заказывает, тот ее и танцует. Она как нельзя лучше подходит к любой предвыборной гонке в любой стране. Сейчас на карту поставлена судьба кресла одного из влиятельнейших государств мира – США. Естественно, что и политики, и бизнес внимательно следят за тем, кто займет кресло президента, не забыв при этом выбрать свой козырь – короля или королеву.
"Обозреватель" разобрался, кто вкладывает деньги в кандидатов в президенты США – Дональда Трампа и Хиллари Клинтон. А главное – какие цели могут преследовать доноры?
Откуда деньги
Финансирование президентских кампаний в США идет несколькими путями.
Во-первых, кандидат сам может вносить средства на избирательный счет своего штаба. Он также может получать пожертвования от частных лиц, но ограничение в этом случае составляет $2,5 тысяч в пользу одного кандидата.
Во-вторых, для сбора средств формируются так называемые комитеты политических действий (Political Action Comittees, PACs), которые создаются на базе общественных организаций, профсоюзов и даже отдельных фирм. Традиционные PACs могут жертвовать не более $5 тыс. на одного кандидата и не более $15 тысяч на партию. Но 2010 году Верховный суд США разрешил частным лицам, корпорациям и объединениям граждан жертвовать неограниченные суммы на кампании в поддержку тех или иных предложений кандидата, но не его самого. Эти средства идут в PACs нового типа, так называемые Super PACs. Подобные организации связаны некоторыми ограничениями, например, они не могут напрямую взаимодействовать с предвыборным штабом кандидата. Зато кандидаты не обязаны отчитываться о расходовании этих средств.
Читайте: Где взять денег на президентство: названы источники финансирования Трампа и Клинтон
Дональд Дак, или Скрудж МакДак
Кандидат в президенты от Республиканской партии еще в 2015 году заявлял, что его преимущество перед противниками по президентской гонке заключается в том, что он сам спонсирует свою кампанию. Причем он оценивал свои траты на уровне $1 миллиарда.
"Я зарабатываю до $400 млн в год, ну и какая разница? Я хочу только одного – сделать свою страну еще более великой. Так что да, если понадобится, я готов израсходовать $1 миллиард", – выступал Трамп.
Но заявление оказалось не более чем громким сотрясанием информационного пространства. На первом этапе миллиардер потратил всего около $44 млн, причем $12 млн из них он вынул не из своего кармана, а с банковских счетов сторонников.
Читайте: На Западе увидели в Трампе угрозу для существования НАТО
Вообще Дональд Трамп оценивает свое состояние в более чем $10 млрд хотя эта оценка оспаривается – на самом деле не ясно, сколько у него в действительности денег.
Журнал Forbes оценил его состояние в $4,5 млрд, компания Wealth-X – в $4,4 млрд, а согласно Индексу миллиардеров Bloomberg, у него всего $3 миллиарда. При этом у миллиардера имеются крупные долги, которые на сегодняшний день оцениваются в $630 млн, что почти в два раза больше, чем в прошлом году ($350 млн). Правда, его долги не связаны с его избирательной кампанией, на которую он также регулярно берет деньги с личного бюджета.
Читайте: Ответочка: у Клинтон Трампа и Путина назвали основателями ИГИЛ
Его отец, Фред Трамп, был известен тем, что строил дома достаточно высокого качества, но выжимал из своего бизнеса каждый пенс. Но в наследство своему сыну строительный магнат оставил "скромный" $1 миллион. Предприимчивый Дональд продолжил дело отца и начал в конце 1970-х скупать высотки на Манхеттене, который тогда еще не пользовался такой бешеной популярностью в бизнес-среде.
Самым ценным объектом недвижимости Трампа остается 58-этажное здание Trump Tower на 5-й авеню, построенное в 1983 году. В нем до сих пор располагается штаб-квартира его компании Trump Organization, сам он с семьей живет на верхних этажах этого небоскреба.
Одной из причин успеха Trump Organization было то, что Трамп был готов дать свое имя любым проектам, продуктам и товарам – от зданий до стейков и галстуков. Так что никто не удивится, когда выяснится, что предвыборная кампания окажется частью пиара.
Известно, что Трамп любит шокировать и эпатировать. Он публично попросил прощения всего два раза и вместо извинений миллиардер переключается на обвинения, что его не так поняли или перекрутили смысл.
Тем не менее, из-за открыто противоречивых высказываний съезд Республиканской партии отказалась спонсировать компания Apple, а постоянные доноры республиканцев, промышленные магнаты Чарльз и Дэвид Кохи, вообще демонстративно отдали предпочтение Хиллари Клинтон.
Читайте: "Он основал": Трамп "повесил" создание ИГИЛ и аннексию Крыма на Обаму
В конце декабря 2015 года братья Кохи объявили о намерении вложить в финансирование предвыборной кампании Республиканской партии рекордную сумму – почти $900 миллионов. Однако, как оказалось, Дональд Трамп, который не является представителем транснационального бизнеса (в том числе банковскую и нефтяную сферы), своими заявлениями просто разрушает выстроенные отношения, в частности, с Китаем.
Еще больше скандалов вокруг Трампа сосредоточилось буквально на днях, когда главу его предвыборной кампании, бывшего советника беглого экс-президента Украины Виктора Януковича Пола Манафорта обвинили в получении от Партии регионов $12,7 миллионов. Национальное антикоррупционное бюро Украины нашло доказательства якобы финансовой благодарности из "черной бухгалтерии" регионалов, хотя подписи самого Манафорта в ведомостях не было. Однако кандидат-республиканец принял решение понизить главу штаба в должности.
Читайте: "Самый безрассудный президент": часть республиканцев отказалась поддерживать Трампа
Хиллари многоликая
А вот Хиллари Клинтон считает свою семью бедной и предпочитает получать деньги от благотворителей. Крупнейшим жертвователем жены бывшего президента США является Джордж Сорос – его Soros Fund Management выделил в поддержку кампании экс-госсекретаря $7 миллионов.
"Покидая Белый дом, мы не только разорились, но и залезли в долги", – как-то сказала кандидат от демократов. На самом деле в 2000 году семья купила семикомнатный дом за $2,85 млн, а в период с 2001-го по 2012-й Билл заработал более $104 млн, выступая с лекциями. С января 2014 года аналогичная деятельность принесла семье $25 миллионов. Так что вряд ли чету Клинтонов можно назвать разорившейся.
Читайте: Обама за вечер собрал около $600 тысяч ради победы Клинтон
Плюс у них есть фонд, через который и проходят деньги, – Bill, Hillary & Chelsea Clinton Foundation.
Одни из самых рекордных сумм (более $25 млн) были пожертвованы в Фонд Клинтона семью различными организациями, известными своей благотворительной деятельностью, в частности Фондом Билла и Мелиссы Гейтс, UNITAID и другими. Но интересно другое. По информации The Wall Street Journal, лидерами среди иностранных доноров Clinton Foundation являются представители бедной европейской страны – Украины. За 15 лет (до 2014 года) на помощь четы Клинтон было направлено $10 миллионов.
Самым крупным вкладчиком среди украинцев является Виктор Пинчук: согласно официальным Фонда, он входит во вторую группу доноров организации. The New York Times пишет, что с 2006 года он пожертвовал в Bill, Hillary & Chelsea Clinton Foundation около $13 миллионов. Больше подробностей об этом весьма странном союзе можно прочитать здесь.
Читайте: Проделки сторонников Трампа: Daily Mail рассказала о происхождении фото с "больной" Клинтон
Clinton Foundation получал деньги от иностранных государств, что запрещено. Так, Фонд, одна из целей которого борьба за права женщин, принимал денежные переводы от стран вроде Саудовской Аравии – страны, в которой женщины лишены права голосовать и водить машину.
Основатель WikiLeaks Джулиан Ассанж, заявил, что Саудовская Аравия – крупнейший отдельно взятый донор Фонда Клинтонов. По его мнению, достаточно посмотреть на то, какой политики она придерживалась в вопросе экспорта вооружений, когда занимала пост Госсекретаря. Он также рассказал о поступлениях в Фонд от строительного концерна Lafarge, который платил дань террористам ИГИЛ за возможность вести свой бизнес на подконтрольной им территории в Сирии.
Читайте: "Она и есть дьяволица": Трамп обвинил Клинтон в сделке с сатаной
В январе 2013 года "Росатом" приобрел канадскую компанию, которая владела урановыми залежами от Центральной Азии до Западной Америки. Благодаря этой сделке, "Росатом" не только получил контроль над 20% урановой промышленности США, но и стал компанией №1 на рынке урана.
Так как уран – стратегический продукт, то подобные сделки должны быть одобрены рядом комитетов, в том числе Государственный департамент с Хиллари Клинтон во главе. Uranium One также является благотворителем Clinton Foundation.
Читайте: Современные технологии армия России получила от Клинтон – Rzeczpospolita
Еще более крупный российский след раскрыл колумнист Observer Джон Шиндлер. Он отмечает, что в стане Клинтон есть очень сильное лобби президента России Владимира Путина. Ссылаясь на данные Panama Papers, Шиндлер пишет, что крупнейший банк РФ – "Сбербанк" – подписал официальный контракт на лоббирование интересов с американской The Podesta Group.
"Подеста Групп" была основана братьями Тони и Джоном Подеста в 1998 году. Последний работал начальником избирательного штаба Билла Клинтона. Оба брата играют важные роли в продвижении Хиллари Клинтон на пост главы государства. Джон считается архитектором президентской кампании Клинтон, а Тони — ее крупным финансовым бандлером, то есть лицом, чей способ добывать средства для политиков вызывает сомнения с точки зрения законности.
Средства, проходящие через "Сбербанк", отмечает Шиндлер, регулярно используются для поддержки тайных разведывательных операций, а его представительства за рубежом используются в качестве прикрытия для деятельности Службы внешней разведки РФ. По словам представителя контрразведки НАТО, "Сбербанк", имеющий аванпосты в почти двух десятках зарубежных стран, функционирует как своего рода филиал СВР за пределами России: многие из его старших должностных лиц являются "бывшими сотрудниками российской разведки". Внутри самой России "Сбербанк" имеет не менее тесные отношения с ФСБ.
"Сбербанк – это и есть Кремль, и ни одно крупное решение в нем не обходится без Путина. Они не могут ему отказать", – пояснил отставной высокопоставленный чиновник американской разведки США, имеющий большой опыт работы в Восточной Европе.
Так что скелеты в шкафах обоих кандидатов заставляют о многом задуматься, но, пожалуйста, не нужно кричать: "Перезрада!". Давайте дождемся ноября, а потом весны, которая все покажет.