ESM: "пожарная команда" еврозоны
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
13 июля на саммите лидеров еврозоны была в общих чертах согласована третья программа финансовой помощи Греции - в этот раз за счет средств Европейского стабилизационного механизма.
После 17 часов мучительных переговоров главы государств и правительств стран еврозоны в принципе договорились о следующей, уже третьей по счету программе финансовой помощи Греции. Афинам - в обмен на радикальные экономические и административные реформы - обещаны кредиты в размере от 82 до 86 миллиардов евро на ближайшие три года.
В качестве кредитора Греции в этот раз будет впервые выступать Европейский стабилизационный механизм (ESM), который еще никогда не оперировал такими суммами.
От EFSF к ESM
Первый раз финансовая помощь Греции в размере 73 миллиардов евро была оказана в 2010 году. 52,9 миллиарда тогда выделили страны еврозоны (в том числе, Германия - 15,2 миллиарда). Остальные 20,1 миллиарда добавил Международный валютный фонд (МВФ).
Этих денег, как уже в то время предсказывали скептики, не хватило, чтобы преодолеть острый долговой кризис в Греции. Потребовался второй пакет финансовой помощи. Ее оказали созданный для преодоления, как тогда казалось, краткосрочных финансовых проблем еврозоны временный стабилизационный фонд EFSF (European Financial Stability Facility), выделивший 130,9 миллиардов евро, и снова МВФ - 11,8 миллиарда.
Срок действия этой программы окончательно истек 30 июня этого года. Причем Афинам были перечислены не все предусмотренные им средства, поскольку Греция не осуществила всех предписанных кредиторами реформ.
Психологический эффект фонда
Теперь на очереди ESM (European Stability Mechanism) - постоянно действующий фонд, созданный странами еврозоны в 2012 году, когда стало ясно, что бюджетные проблемы государств, перешедших на единую валюту, - это надолго. Общий размер фонда - после того, как к нему присоединилась перешедшая с этого года на евро Литва - достиг 705 миллиардов евро. 500 из них ESM имеет право выдавать под низкие проценты странам еврозоны, оказавшимся на грани дефолта, остальные должен сохранять в качестве своего рода неприкосновенного запаса.
Доля ФРГ в ESM - примерно 27 процентов, то есть 190 миллиардов. Это та максимальная сумма, которой рискует Германия участием в фонде при самом неблагоприятном для еврозоны стечением обстоятельств. Но реально Берлин внес в общую копилку пока только около 22 миллиардов наличных евро и гарантировал выделение остальных 168 миллиардов в случае необходимости. Вторая по величине доля в ESM у Франции - 16 процентов, третья - у Италии, четвертая - у Испании.
Учредители ESM рассчитывали в первую очередь на его психологический эффект. Своими впечатляющими суммами фонд был призван повысить доверие частных кредиторов к евро, убедить их в отсутствии риска при приобретении гособлигаций стран еврозоны и тем самым создать для государств-участников валютного союза льготные условия кредитования на мировых финансовых рынках.
Особый статус министра финансов ФРГ
На практике ESM играет роль "пожарной команды", в задачу которой входит тушить очаг долгового кризиса, пока огонь не перекинулся на другие участки еврозоны. До сих пор "команда" ESM выезжала по вызову только дважды. Один раз в Испанию, на преодоление кризиса задолженности которой было выделено 41,3 миллиарда евро, а второй - на Кипр, 9-миллиардная программа финансовой помощи которому еще не закончена.
Что касается срочных кредитов для Ирландии, Португалии и из упомянутого второго греческого пакета, то они выделялись еще из предшественника ESM - EFSM, который свою работу фактически закончил. Штаб-квартира ESM находится в Люксембурге, а возглавляет фонд немец Клаус Реглинг (Klaus Regling). Но решение о выделении кредитов принимает не он, а сообща министры финансов стран еврозоны. При этом у немецкого - особый статус.
Против его воли - как представителя страны, имеющей самую весомую долю в капитале ESM - не может быть принято ни одно решение. А министр финансов ФРГ в свою очередь связан необходимостью получать санкцию бундестага, даже две - и на ведение переговоров со страной, попросившей ESM о финансовой помощи, и на согласие ее предоставить.
Финансовый риск Германии
Депутаты же бундестага обязаны представлять или хотя бы учитывать интересы своих избирателей, то есть немецких налогоплательщиков, рискующих невозвратом тех денег, которые за их счет выделяются Греции в виде кредитов.
Немецкая доля в уже набежавшей греческой задолженности (313 миллиардов евро по подсчетам самих Афин) составляет сейчас примерно 85 миллиардов. Новая программа финансовой помощи Греции еще больше повысит риски для немецкого бюджета.
В целях снижения таких рисков ESM выдает кредиты только на определенных условиях, к числу которых, в частности, относится оценка будущей платежеспособности "клиента", реализация предписанных ему реформ и мер бюджетной экономии, а также наличие угрозы финансовой дестабилизации для всей еврозоны.
В случае с Грецией, на долю которой приходится всего пара процентов экономического потенциала еврозоны, наличие последнего из перечисленных условий представляется, по меньшей мере, спорным. Но угроза - понятие растяжимое и не поддается чисто математическому расчету.