Греческий покер Берлина
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
В Германии многие начинают терять терпение, дожидаясь решения греческого кризиса. Спокойствие сохраняет только Ангела Меркель, хотя для нее на карту поставлено много.
В Берлине все чаще звучит новопридуманное словечко Grexit, означающее возможный выход Греции из еврозоны. Причем политики из правящей коалиции, блока ХДС/ХСС и СПДГ, прежде прочих считают возможным - или даже желательным - подобное завершение переговоров между Афинами и группой кредиторов - ЕС, Европейским Центробанком (ЕЦБ) и Международным валютным фондом (МВФ). Настроение населения тоже меняется медленно, но верно. Согласно новейшему опросу мнений, проведенному общественно-правовым телеканалом ZDF, лишь 41 процент жителей ФРГ выступает за сохранение Греции в еврозоне.
Немецкие телевизионные ток-шоу с успехом привлекают зрителей, обсуждая греческую пенсионную систему - одну из самых дорогих в Европе. Афины последовательно отказываются идти на серьезную экономию в этой сфере, а между тем пенсионный возраст в Греции в среднем ниже, чем в Германии. Кроме того, крепнет подозрение, что все германские миллиарды, вложенные в греческую долговую воронку, можно считать пропавшими вне зависимости от того, случится Grexit или нет. И все больше немцев начинает соглашаться: лучше выбрать ужасный конец, нежели бесконечный ужас.
Каждый - за себя, Греция - против всех
Политики в Берлине стали жестче отзываться о деятельности правительства Алексиса Ципраса. Тон здесь задает вице-канцлер Зигмар Габриэль (Sigmar Gabriel). В недавнем интервью популярному изданию Bild он бросил Афинам упрек в шантаже и назвал членов греческого правительства азартными "заигравшимися теоретиками". Разбушевавшийся социал-демократ провозгласил: завышенные предвыборные обещания "отчасти коммунистического правительства" в Греции не должны финансировать немецкие налогоплательщики в ущерб собственным семьям.
Лишь оппозиционная Левая партия в одиночку непоколебимо поддерживает правительство Ципраса. "Левые" упрекают Габриэля в разжигании негативных чувств к грекам. Независимые наблюдатели предполагают, что видный социал-демократ в очередной раз пытается за счет своих резких атак на Афины набрать политический вес, соперничая с Ангелой Меркель (Angela Merkel). Но даже из рядов оппозиционных "зеленых" постепенно доносятся голоса тех, кому все труднее понять позицию отказа и отрицания, занимаемую Ципрасом и компанией.
Что касается самой Меркель или ее официального представителя Штеффена Зайберта (Steffen Seibert), то на все вопросы по греческому поводу в последнее время они отвечают примерно так: "Мы делаем все, чтобы сохранить Грецию в еврозоне". Между тем место, где проводятся переговоры - это Брюссель, а все решения зависят от министров финансов стран Еврогруппы. Что ж, Берлин всячески старается избежать роли козла отпущения, на случай полностью проигранных переговоров.
А есть ли у федерального правительства "план Б"? Этот вопрос остается без ответа. Уже долгое время по поводу Греции публично не высказывается министр финансов Вольфганг Шойбле (Wolfgang Schauble). Слухи о том, что у них с канцлером разошлись мнения насчет решения греческой проблемы, официально опровергаются, однако бюджетная комиссия бундестага получает информацию о ходе переговоров не из министерства Шойбле, а от ведомства федерального канцлера. Карта Греции разыгрывается на самом верху.
Последний козырь Варуфакиса
Согласно немецкому еженедельнику Der Spiegel, Меркель готова заплатить высокую цену за то, чтобы сохранить Грецию в еврозоне. А вот Шойбле не готов - как и некоторые депутаты бундестага, вообще-то входящие в лагерь канцлера. "В самом крайнем случае придется принять Grexit", - высказывает свое мнение исполнительный секретарь фракции ХДС в бундестаге Михаэль Гроссе-Брёмер (Michael Grosse-Bromer). Но, возможно, и это заявление - лишь часть затянувшейся партии в греческий покер?
Если на переговорах между Афинами и группой кредиторов в ближайшие дни удастся прийти к соглашению об изменении текущих программ помощи, то у бундестага появится возможность сказать решающее слово. В зависимости от обстоятельств парламент ФРГ должен будет реагировать очень быстро. В этом случае проправительственный лагерь вряд ли откажет в поддержке Ангеле Меркель, даже если она предложит дополнительные компромиссы. Большинство на стороне канцлера, сообщают источники в блоке ХДС/ХСС.
Парадокс: греческие демонстранты уже не раз использовали образ Меркель для карикатур в нацистском стиле, но последняя надежда афинского правительства именно на канцлера ФРГ. Глава греческого Минфина Янис Варуфакис даже выступил с козырным предложением, пусть, мол, Ангела Меркель обратится к народу Греции с "речью надежды", подобно тому, как в 1946 году в Штутгарте обращался к народу Германии Госсекретарь США Джозеф Бирнс. Он пообещал тогда немцам экономическую поддержку. Теперь, согласно Варуфакису, за подобную речь греки "будут чествовать" Ангелу Меркель, а она сможет "занять руководящие позиции - не только для Греции, а для всей Европы".
У кого крепче нервы
"Обрушится евро - обрушится Европа", - заявила Ангела Меркель в бундестаге пять лет назад. Ее официальный представитель подчеркивает - это верно и по сей день. Выход Греции может стать началом конца для всей еврозоны. Это будет конец и для самой Меркель как европейского лидера - ей в первую очередь поставят в вину подобное фиаско. Более того - Grexit может оказаться столь же дорогим, как обрушение банка Lehman Brothers, вызвавшее в 2008 году мировой финансовый кризис, предупреждает лауреат Нобелевской премии, экономист Джозеф Стиглиц.
Другие смотрят на ситуацию менее драматично, но никто ничего не знает точно. Судя по всему, греческое правительство "заигравшихся теоретиков", в главных ролях Ципрас и Варуфакис, делает все ставки на компромисс последней минуты. Они рассчитывают получить свой выигрыш на саммите ЕС 25-26 июня - всего за несколько дней до того, как закончится текущая программа помощи Греции. Что касается Ангелы Меркель, то недавно, выступая на собрании партийного руководства ХДС, она сказала примерно следующее: правительство Ципраса хочет выяснить, у кого крепче нервы? Пожалуйста, давайте сыграем.