Новые санкции: как Россию накажут за бойню в Алеппо
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Кровавые события в Сирии при участии российских военных стали поводом для того, чтобы в ЕС всерьез заговорили о новом пакете санкций против Кремля. Насколько они могут быть болезненны читайте в статье Der Spiegel. Предлагаем вашему вниманию перевод "ИноСМИ" этого материала.
И вновь наблюдаем возмущение в связи с санкциями. "Нам закрыли счета в Британии. Все счета", — написала главный редактор государственного телеканала RT Маргарита Симоньян в понедельник в Twitter.
Банк Royal Bank of Scotland подтвердил принятое своей "дочкой" NatWest решение о закрытии в течение трех месяцев счетов телеканала. Однако британское правительство пока держится в стороне, не комментируя ситуацию. Так, Симоньян остается только спекулировать на тему причин санкций. Вероятно, этот шаг связан с "новыми британскими и американскими санкциями против России".
Это не звучит абсурдно. Призывы к новым санкциям против России становятся все громче с тех пор, как сирийский президент Башар Асад при российской поддержке наносит авиаудары по собственному населению в Алеппо. Еще в 2014 году ЕС и США ввели ряд торговых ограничений после того, как Россия аннексировала Крым и поддержала борьбу российских сепаратистов в Украине. То есть к моменту встречи президента Владимира Путина в среду с канцлером Германии Ангелой Меркель в Германии существовал ряд деликатных вопросов.
Какие санкции уже существуют?
ЕС тогда отреагировал запретом на въезд сепаратистов и лиц из российского правительства, подозреваемых в их поддержке. Список за это время хотя и значительно сократился, но в нем все еще 46 лиц и 11 организаций. Затем последовали торговые ограничения на экспорт товаров из Крыма, которые потом распространились на инвестиции и туристические услуги. В конце концов, ЕС решил ввести обширные антироссийские санкции. В их числе оружейное эмбарго, ограниченный доступ к рынку капитала для ряда российских банков и запрет на оказание определенных услуг в энергетическом секторе, например, бурение.
Россия со своей стороны отреагировала введением санкций против ЕС, США и их сторонников. Был введен запрет на импорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в том числе говядины и свинины, молока и фруктов. Эти санкции были распространены в начале этого года и на Украину, после того как страна подписала соглашение о свободной торговле с ЕС. Европейцы, как и русские уже многократно продлевали санкции.
Насколько эффективны до сих пор были санкции?
На первый взгляд, ограничения, несомненно, эффективны — экспорт из ЕС в Россию еще в 2014 году резко сократился, на Мальте — на 78%, в Бельгии — на 27%, в Германии и Великобритании — на 18%. Российский президент Владимир Путин заявил, что ограничения вредят отечественным компаниям.
Но были ли последствия такими болезненными, чтобы оказать влияние на российскую политику? Этот вопрос все более актуален, ведь теперь вновь идут дебаты о расширении санкций против России.
Константин Холодин, эксперт Немецкого института экономических исследований, уже давно занимается этой темой, в апреле вышла его новая работа. В ней он и соавтор Алексей Нетунаев анализируют, насколько сильно санкции повлияли на российскую и европейскую экономику. Итог: есть значительные признаки того, что санкции сократили рост в России, но не в еврозоне.
Означает ли это, что санкции абсолютно успешны? Не все так просто. Самая большая проблема для России — не торговые ограничения, а слабый рубль. Курс национальной валюты по отношению к американскому доллару еще в начале года скатился на самую низкую отметку со времен валютной реформы 1998 года. Холодин объясняет это падением цен на нефть, санкции здесь сыграли лишь вспомогательную роль. Две трети российского экспорта и более половины государственных доходов зависят от нефти и газа.
Тем временем, цены на нефть и российский рубль немного оправились — в том числе из-за того, что ОПЕК решил сократить уровень добычи, что поддерживает и Путин. "Возможно, это немного поможет российской экономике, но не сильно", — отмечает Холодин. Потому что цены в размере свыше 100 долларов за баррель остаются в далеком прошлом.
Как санкции изменили Россию?
Из-за снизившегося в цене рубля России становится тяжелее импортировать иностранные товары, от которых страна, в общем-то, сильно зависит. Это замечают россияне в повседневной жизни, когда больше не получают определенных продовольственных товаров. Это замечают и предприниматели, которые откладывают важные инвестиции. Эти проблемы обостряются санкциями — что не слишком дорого для импорта, вероятно, попадает под запрет.
В качестве реакции на ограничения Россия пытается самостоятельно производить продукцию, оказавшуюся в дефиците. "Это немного напоминает политику развивающихся стран в 60-ые годы", — говорит Холодин. Так называемое импортозамещение, как и в те времена, и сегодня работает только условно: "Отдельные сектора сельского хозяйства переживают бум, например зерновое хозяйство. Но в других секторах есть большие проблемы, особенно в молочной промышленности".
Косвенно российское правительство уже признало, что не может полностью обойтись без западных товаров. В мае были смягчены санкции, и теперь можно вновь ввозить продукты для изготовления детского питания. Однако запрещенные товары по-прежнему арестовываются властями, часть из них публично уничтожается. "Этого люди не могут понять", — говорит Холодин, сам он родом из Петербурга. "Они считают, что было бы лучше отдать продукты бедным людям".
Читайте: Евродепутат Хармс: нет сомнений, что действующие санкции против России будут продлены
Ужесточение санкций что-то изменит?
Вряд ли будет большой эффект, если в санкционный список просто попадут еще несколько позиций. Иначе может выглядеть ситуация, если будет дополнительно ограничен доступ России к рынку капитала. "Такие ограничения больше всего воздействуют на экономику", — говорит Холодин. Уже сейчас процентные ставки в России составляют до 20% — еще одна проблема для предпринимателей.
Пока что финансовые ограничения действуют в отношении только ряда государственных институтов, таких как Сбербанк или Газпромбанк. Но они могут быть расширены, значительно осложнив жизнь российских компаний за рубежом. Возмущение главного редактора телеканала RT Маргариты Симоньян по поводу закрытия счетов может быть только началом.