Блог | Аграрное лобби в действии: неожиданный Премьер
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Кейс для начинающего политтехнолога.
Часть 2: Неожиданный Премьер (начало здесь)
Впервые вопрос о снятии моратория всерьез встал только в 2015 году или спустя 14 лет после его изначального введения, в роли "временной меры". Так, несмотря на то, что правительством Юлии Тимошенко в 2009-ом году действительно был подписан меморандум с МВФ, согласно которому Украина обязывалась установить полностью свободный оборот земли, реальных намерений у власти придерживаться договора после получения первого (авансового) транша вовсе не было. За это время, пользуясь созданным конкурентным преимуществом, агрохолдинги успели занять почти 20% земельного фонда Украины, а после событий на востоке— даже обойти металлургов по удельному весу в валютной выручке с показателем в 40%. Более того, отдельные составные, такие как Кернел, МХП и UkrLandFarming достигли статуса наибольших агрохолдингов Центральной Европы. Казалось бы, что пойти против их воли - невозможно и мораторий будет снят только тогда, когда все 100% сельхоз. угодий страны перейдут к ним в долгосрочное пользование.
Тем не менее, глубокий кризис 2014-2015-ых годов и общая волна запроса на реформы от населения в комбинации с мировым циклом падения цен на сырьевые позволили сдвинуть ситуацию с мертвой точки и возобновить дискуссию касательно создания рынка земли. Ее официальным стартом можно считать серию круглых столов, проведенных Госгеокадастом летом 2015 года, и последующую публикацию им законопроекта, предлагающего поэтапный запуск рынка земли.
Но, как Вы понимаете, написать законопроект и "провести" его через парламент - две совершенно разных вещи. Поэтому Кабинет министров, понимая, что дважды собрать 226 голосов для него нереальная задача, даже не стал вносить на рассмотрение альтернативу мораторию, и последний был продлен получив всего 4 голоса "против". По сути, ситуация приняла свой стандартный вид и аграрному лобби было нечего опасаться: рейтинги Яценюка и Президента упали к своим историческим минимумам (6%-7% против 15%-18% у Тимошенко) и возможности влиять на парламент у них фактически не было, а стремление народа к реформам после трехкратной девальвации и первого поднятия коммунальных тарифов крайне быстро угасло.
Читайте: Законопроект №6489 - благие намерения, ведущие в ад
Брешью в броне стала внезапная смена правительства: никто не ожидал, что у "человека Президента" могут возникнуть столь обширные политические амбиции, особенно после неудачного примера его предшественника. Основным фактором, определившим политику Гройсмана, стал разворот экономического цикла: экономика "достигнув дна" автоматически оттолкнулась, и действия правительства могли только "ускорить" или "притормозить" темпы ее восстановления. К нашему с Вами везению, Владимир Гройсман прекрасно осознавая свое положение и потенциальные политические дивиденды не побоялся рискнуть и продолжить начатые правительством "камикадзе" реформы с новым упорством.
Понимая "цену вопроса" для агрохолдингов и потенциальный объем денег, которые они готовы выложить за продление моратория, Премьер решил заручиться помощью наиболее могущественных союзников, как внутри государства, так и извне. Ввиду того, что отставка Яценюка стала символическим жестом расправы над властью, - рейтинг вертикали начал укрепляться. Однако для стабилизации данного процесса, Президент нуждался в стремительном росте экономики, вместо существующего в тот момент плавного восстановления. А поскольку стремительные результаты требуют стремительных действий, Порошенко согласился поддержать снятие моратория, которое согласно расчетам МинАПК должно увеличить ВВП Украины на 4,5%.
Что касается внешних союзников, то ничего более простого и гениального, нежели заручиться поддержкой МВФ быть просто не могло. Во-первых, требования Фонда в понимании большинства народных депутатов из коалиции являются беспрекословными, и ставить на кон макроэкономическую стабильность страны из-за личного конфликта интересов они не рискнут. Во-вторых, проголосовавшие нардепы получают возможность перенести ответственность за свой голос на третье лицо и благодаря этому не потерять благосклонность избирателя (данный пункт, впрочем, равным образом касается и Кабинета министров). В-третьих, учитывая, то какой потенциал скрывает создание рынка земли, вписать пункт о снятии моратория в будущий Меморандум не стоило особых усилий — МВФ сам на нем настаивал. Поэтому 4-й транш, полученный 16 сентября прошлого года, уже сопровождался обязательством правительства внести на рассмотрение в парламент законопроект "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Именно после этого украинские латифундисты подлинно испугались и начали действовать, запустив две параллельно функционирующие программы по срыву земельной реформы, в виде…
Продолжение следует