Спасти рядового застройщика
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Характерная картина нынешнего Киева: заблокированные стройплощадки. Вокруг зеленых заборов – толпы воинственно настроенных людей, которые не дают работать строительным бригадам. По разным оценкам, число потасовок и скандалов возле строек за период с января прошлого года по сегодняшний день перевалило за 80. Атаки на законные стройки вынудили девелоперов даже выйти на забастовку, пишет сайт Abcnews.com.ua.
Небывалая прежде активность организованных протестантов, именующих себя небезразличной общественностью, вызвана тремя основными факторами, перечисляют аналитики рынка. Первый: обострившийся бизнес-конфликт, противостояние крупнейших столичных застройщиков. Второй: возросшая политическая активность. И третий фактор: социальный. В обществе растут "уличные" настроения, подпитываемые верой киевлян в то, что методом уличных протестов можно достичь нужного результата.
Читайте: Как собрать на квартиру: эксперты рассказали о ценах на недвижимость в 2016-м
Пенсионеры и криминалитет
В число компаний, чьи объекты в последнее время подвергались нападкам, попали даже крупнейшие застройщики с многолетней репутацией: "Киевгорстрой", "Укрбуд", "Аркада", "Фундамент" и многие другие. В целом скандальными или проблемными сегодня стали больше четырех десятков строек, сообщают эксперты.
Протестные выступления могут длиться от нескольких часов до нескольких недель и даже месяцев. В лучшем случае они пятнают репутацию застройщика скандалом и тем самым роняют уровень продаж. В худшем – могут временно приостановить или вовсе остановить стройку.
По оценке конфликтологов, уличные протесты получили свое небывалое распространение по той причине, что они находят понимание и молчаливую поддержку общества. После революции люди осознали, что многие проблемы можно и стоит решать, выходя на улицу с плакатом и булыжником.
Армия протестующих, именующих себя активной общественностью, неоднородна. Ее костяк – так называемые профессиональные протестанты, которые поднаторели в уличных баталиях, организуемых политическими партиями и движениями. "Это люди, которые давно ничего другого делать не умеют, многие из них – с криминальной биографией. Они кочуют от одного конфликта к другому, от одного заказчика к следующему, с чего и живут. Им безразлично, чьи интересы отстаивать и чью репутацию топить. В минувшем году их число заметно выросло", – констатирует адвокат Татьяна Монтян.
Внушительности и солидности группе псевдоактивистов придает массовка, которую нанимают на одну акцию или даже на один день (на несколько часов) проведения акции. В массовку вербуют студентов, пенсионеров, "заробитчан", прибывших в столицу и по той или иной причине не занятых по основному месту работы.
Наконец, еще одна группа участников акций протеста – местные жители, реально возмущенные началом стройки. Их можно найти почти в любой компании протестующих. Сколь бы правильной и законной стройка по факту ни была бы, возмущенные жители найдутся всегда, делится наблюдениями представитель компании "Дисбуд" Андрей Насиковский. "Что бы компания ни делала для местной общины, для района – это не имеет никакого значения. Вы можете тысячу раз показывать документы, дающие право на строительство, представители компании могут множество раз приходить на встречи с местными жителями, но все равно никто не застрахован от того, что придет кто-то и от имени общественности будет кричать, что он против. И совершенно не важно, что при этом 80% жильцов близлежащих домов "за", – отмечает Андрей Насиковский.
Недовольные жители – это чаще всего самая малочисленная группа, но она – "золотой фонд" организаторов акции. Именно этих людей выставляют перед телекамерами и объективами. Местные жители не берут деньги за участие в акции. Их цель, как правило,– не заработать на застройщике или на акции, а добиться закрытия стройки или каких-то существенных уступок от застройщика (уменьшение этажности новостройки, строительство новой детской площадки, обустройство зоны отдыха, парковки, бювета и пр.).
Читайте: Юрист рассказал, какие риски таятся в покупке жилья в уже сданных в эксплуатацию новостройках
Деньги и власть
Формальный повод у организаторов протестов, как правило, всегда один и тот же: строительство ведется незаконно, документы куплены, правила и нормы нарушаются и т.п. Это становится толчком для разогрева темы. Потом застройщику приходится доказывать очевидные вещи и опровергать слухи.
Если оснований для протеста нет в принципе, их просто придумывают. "Например, вокруг ЖК "Солнечная Ривьера" активисты взрастили целый ряд мифов, их впоследствии подхватили и депутаты, и журналисты. Объект стал очень удобной пиар-площадкой накануне выборов в Киевсовет, политики и депутаты на "бескомпромиссной борьбе" со стройками делают себе репутацию и личный пиар. Поэтому на предвыборный период мы даже приостанавливали строительство", – рассказывает глава совета директоров компании "Укрбуд" Юрий Пелых.
Чтобы продемонстрировать полную прозрачность всех процессов, девелоперы пошли на беспрецедентный шаг и передали управление строительством комплекса будущим жильцам – кооперативу "Объединение инвесторов Никольской Слободки". Глава кооператива Роман Овсяник представил план развития и благоустройства территории – с детсадом, спортгородком, новой дорогой и современной набережной. Но даже согласованный с громадой концепт не аргумент для активистов. "За строительства комплекса и набережной собрано больше 3000 подписей местных жителей, но 15-ти активистам на это наплевать! Их "работа" перекрывать дороги и ходить с транспарантами. Но почему люди должны страдать от того, что кто-то протестами зарабатывает себе на жизнь? Почему власть имущие реагируют на громкие крики горстки профессиональных активистов, но забывают о тысячах киевлян?", – возмущается Овсяник.
Еще одна распространенная причина акций – банальное желание определенных людей "заработать" денег. Об этом говорят все застройщики. Технология проста и отточена: раздувается конфликт, создается проблема, которая потом "решается" за материальное вознаграждение. И если раньше девелоперы шли на это и тихо решали проблему, то сейчас пишут на вымогателей заявления в полицию, а для новых желающих поживиться даже вывешивают объявления на стройплощадке.
Наконец, еще один "драйвер" уличных "шоу" вокруг строек – нечистоплотная конкуренция внутри самого строительного сообщества. Рынок сузился и за клиента идет нешуточная борьба.
Читайте: 40% строящегося в Киеве жилья никогда не сдадут в эксплуатацию – юрист
Власть и силовики самоустраняются?
Этот год обещает стать очень напряженным по части уличных протестов – в том числе и вокруг строек, прогнозирует Татьяна Монтян. "Есть спрос – будет и предложение. "Театрализованные" протесты никуда не денутся. Особенно на фоне того, что правоохранительные органы на данный момент фактически бессильны. Старые уничтожены, новые – не готовы к таким вызовам. Прокуратура, со своей стороны, тоже лишена возможности вмешиваться", – перечисляет эксперт. По ее мнению, сегодня застройщики вынуждены будут строить в экстремальных условиях – все, вне зависимости от их статуса, репутации и опыта на рынке. И никто не может дать гарантии, что объект будет достроен.
Ситуация дошла до крайнего абсурда: наличие всего пакета разрешительной документации на руках у застройщика совершенно не выступает гарантией того, что стройку дадут продолжать. Завтра протестующие могут выбрать в качестве жертвы любую площадку, которая им приглянется, и "законсервировать" ее. И это совсем не обязательно будет площадка, где строят с нарушениями, подчеркивает Андрей Насиковский.
"Застройщик – любой – выступает в роли заложника. Он, прежде чем начать строить, год или больше разрабатывает проект, обивает пороги чиновников, он хочет строить законно, он получает все документы, несет расходы. Наконец разрешения получены, все идет согласно букве закона – можно, казалось бы, со спокойной душой начинать строительство, но – нет. Находятся три-четыре недовольных местных жителя, к которым тут же подключаются нездоровые политические силы или просто хулиганствующие группировки – и все. Стройка стоит", – описывает проблему руководитель отдела маркетинга ГК "Фундамент" Евгений Смирнов. В свою очередь городские власти и правоохранительные органы безмолвствуют, подчеркивает он.
"Власти самоустраняются – при том, что накануне никто иной как они выдавали все разрешения. А значит – должны нести такую же ответственность, как и сам застройщик. Но они оставляют застройщика один на один с псевдообщественниками. Дескать, договаривайся с ними сам! А как договариваться? Они включают примитивный шантаж костоломов: хочешь, чтобы разблокировали стройку? – плати 50-60 тысяч долларов, и послезавтра можешь начинать строить дальше. Спрашивается: с какой стати застройщик, который полностью соблюдает закон и имеет все подтверждающие документы, должен еще и откупаться от "обеспокоенной общественности?", – задается вопросом Евгений Смирнов.
Кто организовывает потасовки вокруг строек? По мнению ключевых застройщиков, такая ситуация может обернуться бедой для всего рынка уже в течение этого года. Паралич на стройплощадках, вызванный инсценированными "уличными шоу", рано или поздно может обрушить компании, ведущие эти стройки. А уход одного или нескольких игроков обрушит рынок как таковой.
Последствия не заставят себя долго ждать и они будут – без преувеличения – катастрофическими и для города, и для общества. Без работы останутся десятки тысяч людей. Только одних строителей, занятых на площадках, в столице больше 20 тысяч – не говоря уже о людях, работающих в смежных отраслях. Как результат: городской и государственный бюджеты лишатся солидных поступлений. Еще десятки тысяч рискуют остаться без крыши над головой.
Девелоперы призывают власть и правоохранительные органы в конфликте "девелопер-общественность" сместить акценты и повернуться лицом к тем, кто не нарушает закон. Если общественные псевдоактивисты – вопреки здравому смыслу и всем имеющимся документам – создают для застройщика непреодолимые препятствия в его работе, это, согласно законодательству, следует трактовать как серьезное правонарушение. И – привлекать нарушителей к ответу. В противном случае коллапса в отрасли не избежать.