УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Почему не стоит хранить деньги в чужом кошельке

Почему не стоит хранить деньги в чужом кошельке

Те украинцы, которые все еще думают, что враг стоит лишь у ворот, сильно ошибаются. С помощью работающих внутри территории Украины "дочкам" российских госбанков вполне можно нанести серьёзный удар по отечественной экономике…

В начале этой недели ситуация на украинско-российской границе снова накалилась. С 4-го августа Минобороны РФ вблизи нее начало проводить масштабные учения. А 6-го августа пресс-секретарь НАТО Оана Лунгеску заявила о том, что на границе с Украиной стоят порядка 20-ти тыс. российских военных, которые в любой момент могут вторгнуться в восточные области под предлогом гуманитарных и миротворческих миссий.

Однако за валом фронтовых сводок украинцы не замечают, что для того, чтобы навредить Украине вовсе необязательно вооруженное вторжение. Россия вполне успешно может вести с официальным Киевом экономическую войну и посредством своих финансовых агентов усугубить и так непростую ситуацию, которая должна подготовить основу для уже военных действий.

В первую очередь речь идет о банковских структурах, а именно "дочках", российских государственных банков, работающих на территории Украины. Речь идет о "Сбербанке России", ВТБ, ВЭБ и Проминвестбанке, который также принадлежит ВЭБ. Эта банковская четверка занимает около 15% отечественного рынка по объему банковских активов.

Более того, в мирное время эти банки кредитовали украинские государственные и коммерческие компании. Например, среди заемщиков Сбербанка числятся "Укрзализныця", НАЭК "Энергоатом", а также энергетические компании и сельхозпроизводители. Так, чтобы привлечь аграрные компании Сбербанк проводит различные акции, предлагая льготные условия обслуживания. При этом напомним, что Россельхознадзор постоянно "кошмарит" украинских сельхозпроизводителей, импортирующих свою продукцию в РФ.

Однако безосновательные запреты Россельхознадзор покажутся невинной шалостью по сравнению с тем, что может сделать банковская структура, решившая, например, выставить жесткое требование по возврату всех выданных кредитов. Предположим, что завтра банки, контролируемые Кремлем, предложат "Укрзализныце" немедленно погасить взятые кредиты. В данном случае речь идет о миллиардах: на начало 2013-го года суммарный долг ж/д перевозчика перед Сбербанком и ВТБ составляла более 5 млрд гривен, что составляло треть от общей суммы задолженности.

А "Энергоатом" только в прошлом году набрал взаймы у российских финансовых структур в общей сложности $250 млн. Кроме того, не стоит забывать, что все ядерное топливо, которое "Энергоатом" закупает для украинских АЭС, производится в России. В результате, ядерщики попали в капкан: в случае попытки диверсифицировать закупку топлива им сразу же напоминают о долге. Как умеют работать банковские коллекторы, очевидно, рассказывать не надо, а кредиты россиянами, как правило, выдавались не просто так, а под крупные залоги.

Более того, каждое действие российских банковских структур (хотя с юридической точки зрения — это украинские банки — прим. ред.) подтверждает влияние Москвы на их бизнес. Так, в конце февраля этого года на фоне "Революции гідності" вышеперечисленные банки прекратили кредитование, что, естественно, только лишь усугубило и так непростую ситуацию. А в первой декаде июля украинские "дочки" Сбербанка и ВТБ отказались выкупать двухлетние облигации, размещаемые с целью поддержки украинских вооруженных сил.

В свою очередь еще в апреле ВТБ пообещал украинскому правительству проблемы, если оно попробует национализировать Одесский НПЗ, который, по мнению министра МВД Арсена Авакова, был передан банку в виде залогового имущества незаконно. Напомним, что нефтеперерабатывающий завод был передан в залог банку младоолигархом Сергеем Курченко.

Также от действий иностранных банкиров могут пострадать и обычные украинцы, разместившие свои кровно заработанные в этих финансовых учреждениях. Чтобы этого не произошло, вкладчикам следовало бы заранее позаботиться о переводе денежных средств в другие банки. Причем, судя по некоторым показателям, просочившимся в СМИ, многие украинцы уже забрали свои вклады из банков, представляющих страну-агрессора. Так, за первые пять месяцев отток депозитов в "Сбербанке России" составил 2,7 млрд гривен, а в ВТБ — 1,5 млрд гривен.

И пока украинское правительство не решится на введение санкций против российских компаний, в том числе и направленных на ограничение работы госбанков РФ, граждане, бизнес, и даже госпредприятия будут вынуждены самостоятельно заниматься вопросами собственной финансовой безопасности.