Трамп жестко наказал производителей за слишком высокие цены на лекарства
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Избранный 45-м президентом США Дональд Трамп накинулся на производителей лекарств, которые, по его мнению, устанавливают непомерно высокие цены на лекарства, и это "им сходит с рук". Новому лидеру Америки хватило несколько минут, чтобы обрушить стоимость акций местных фармацевтических компаний. В Украине же такой исход невозможен: фондовый рынок мертв — и о честной конкуренции можно забыть.
"Обозреватель" выяснил, что остается делать Украине, где 400 000 пенсионеров получают всего 949 гривен в месяц, а лекарство от сахарного диабета стоит 2000 гривен.
В передовых экономиках, где работают все рынки, реакция на форс-мажорные обстоятельства (а к таким можно смело относить и заявления Дональда Трампа) молниеносна. Биржи откликаются даже на те события, которые происходят в другой части планеты. В Украине же остро реагирует на новости разве что гривня, зависящая от экспортеров, которые торгуют со всем миром.
Читайте: В Украине подешевеют три вида лекарств
Трамп всемогущий?
На победу эпатажного миллиардера в президентской гонке не очень рассчитывали. Именно поэтому сразу же после оглашения экзит-поллов рухнули основные фондовые площадки мира — причем удар был сильнее, чем после Brexit.
Единственные, кто рванул вверх, — фармацевтические компании. И европейские, и американские корпорации пошли в гору от радости: Хиллари Клинтон в своей программе обещала жестко взяться за рынок лекарств с его слишком высокими ценами.
Но уже в январе Трамп "вдруг" заметил очевидное и высказался на пресс-конференции. После его критики о соотношении цен и налоговых инверсий в течение 20 минут акции девяти крупнейших компаний потеряли на S&P 500 $24 миллиарда.
Впрочем, фармацевтический пузырь США — один из самых крепких. Просто так не сдуется.
Читайте: "За счет остального мира": WSJ дал экономический прогноз на первый год Трампа у руля США
Украинский базар
Как и украинский. Нашим фармацевтам можно разве что указать на высочайшем уровне, введя государственное регулирование цен. Кабинет министров с 1 января установил референтное ценообразование, которое позволит хоть как-то снизить стоимость жизненно необходимых лекарств.
Суть механизма — высчитывается средняя цена действующего вещества, а не коммерческого наименования определенного препарата, в пяти странах-членах Европейского Союза: Польше, Латвии, Словакии, Венгрии и Чехии. Такой выбор обусловлен тем, что данные страны, как и Украина, являются постсоциалистическими, однако имеют конкурентную экономику.
Пока правительственная инициатива коснется регулирования стоимости препаратов для людей, страдающих от сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета ІІ типа, а также бронхиальной астмы. Примечательно, что программа реимбурсации (компенсации за покупку лекарств), которая начнет действовать с 1 апреля 2017 года, охватит аналогичные категории препаратов.
Это отличный шаг, но неполный. Почему только три категории заболеваний? Получается дискриминация по "болезненному" признаку. Разве человек может выбирать болезнь? Или государство не готово демонополизировать фармацевтический рынок, который в итоге решает, кому жить, а кому — умереть?