УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Рассказ про российский газ

Рассказ про российский газ

Газовый вопрос в очередной раз стал камнем преткновения не только между Украиной и Россией, но и с европейцами. Российский «Газпром» в очередной раз выразил недоверие к украинской стороне, обвинив транзитера в воровстве голубого топлива. При этом нападки со стороны российского монополиста звучали также и в адрес европейских стран, которые якобы требуют больших объемов газа, чем прописано в контрактах.

Видео дня

Несколько дней назад пресс-секретарь Еврокомиссии Марлене Хольцнер заявила, что «Газпром» сократил поставки в девять стран Евросоюза: Польшу, Словакию, Австрию, Венгрию, Болгарию, Румынию, Грецию, Италию и Германию. По ее информации, в четверг Словакия и Австрия недополучили 30% газа, Италия – 24%, Польша – 8%. При этом первые заявления о недополучении законтрактованных объемов топлива звучали еще в конце января.

«Газотранспортная компания Италии Snam Rete Gas 31 января и 1 февраля недополучила российский газ: во вторник ее заявку не выполнили на 8%, в среду - на 13%. Вчера вместо 105,8 млн. куб. м Италия получила всего 97,8 млн. куб. м. Почему «Газпром» не может без проблем выполнить свои обязательства?», - говорится в заявлении итальянской компании от 2 февраля.

Подобных обращений со стороны Евросоюза было несколько. При этом «Газпром» до последнего отнекивался, ссылаясь на возможное «исчезновение» газа при его транзите. Камни напрямую летели в украинский огород, мол, это Украина «присосалась» к трубе и, грубо говоря, своровала более 100 млн. кубометров газа, недошедших до Европы.

Украина же рьяно отрицала свою причастность к газовому инциденту. Абсурдностью ситуации возмущались украинские власти, представители еврозоны, аналитики отрасли, отчетливо понимая, что такие объемы пропавшего газа Украине банально негде спрятать, а транзит в ряд государств, заявивших о недостаче газа, вовсе не идут по территории нашей страны.

В свою очередь, «Газпром» «молчал в тряпочку» о своем причастии, отыскав крайних вне государства. Но, как говорят, тайное всегда становится явным, и вот, когда скандал достиг своего апогея, субботняя встреча российского премьера Владимира Путина с руководством газового монополиста вывела «Газпром» на чистую воду.

Обманывать нехорошо

Каждый ребенок отчетливо знает, что ложь - это нехорошо. Естественно, руководству далеко не детской структуры – российского газового монополиста – также известна эта простая истина. Почему же тогда эти взрослые дяди так долго тянули кота за хвост, боясь признать свою ошибку? Неужели не страшно, что такое поведение однозначно ударит по международному имиджу России? Отдавали ли они себе отчет в том, что доверие со стороны Европы может лопнуть, как мыльный пузырь? На что надеялись российские власти? Вероятно, устав отпираться от навязчивых претензий со стороны еврозоны и обвинений от Украины, «Газпром» снизошел и сознался, что самолично прикрутил газовые краны в Европу. Для принятия волевого решения России понадобилось 4 суток.

Данный сценарий развития событий Украине уже хорошо знаком. Как только наступают суровые холода, возникает вожделенный газовый вопрос. Очень уж бросается в глаза то, что ситуация разворачивается по сценарию, которые были в преддверии газовых кризисов 2006 и 2009 годов.

Эксперты отмечают, что подозрение во всесильности «Газпрома» превращается в твердую отрицательную гипотезу. «Подобная ситуация имела место в 2009-й и 2006-й, тогда зимы тоже были с низкими очень температурами. Если раньше было подозрение, что «Газпром» не в состоянии удовлетворить спрос зарубежных потребителей, то сейчас это превращается уже в уверенность, что в «Газпроме» кризис», - говорит директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар.

Как это было

В субботу премьер Путин на совещании со своим заместителем, курирующим топливно-энергетический комплекс, Игорем Сечиным и зампредами правления “Газпрома” Александром Медведевым и Андреем Кругловым решил разобраться с проблемами экспорта газа в Европу.

Круглов признал, что последние несколько дней происходили небольшие уменьшения поставок газа - на 10% - в страны Евросоюза. По его словам, с субботы объемы поставляемого газа вернулись к показателям, предусмотренным контрактом.

«По дальнему зарубежью заявки выполняются в соответствии с контрактом в настоящее время, мы видим, что объем заявок увеличился, у нас существует утвержденный график поставок газа в Западную Европу», - сообщил Круглов, пояснив, что в рамках этого графика «Газпром» пока не может удовлетворить «дополнительные объемы» западноевроейских партнеров.

Ранее в компании уверяли, что для выполнения экспортных заявок задействованы все газотранспортные маршруты и увеличен отбор из европейских подземных газовых хранилищ. С начала января на максимальной производительности работает газопровод «Голубой поток», а с середины прошлой недели общий экспорт по газопроводу «Ямал – Европа» вырос на 20%. В четверг Медведев сообщил, что «Газпром» максимально нарастил поставки в Европу - их суточный объем соответствует 180 миллиардам кубометров газа.

Примечательным является тот факт, что с сайта Центрального диспетчерского управления ТЭК России утром в субботу, 3 февраля, пропала информация о ежедневных объемах добычи газа, которой не было и в воскресенье. До этого информация о добыче всех видов энергоресурсов обновлялась ежедневно.

Третья газовая война?

Что же побудило Россию играть в столь грязные игры? Такая позиция российской стороны объясняется, в первую очередь, тем, что сильные морозы вызвали резкое увеличение потребления газа в самой России. «Причины нехватки российского газа на европейском рынке – это 20-градусные морозы. И, что самое главное, невозможность России оперативно увеличить добычу газа. А это означает падение добычи газа у «Газпрома». При этом в экономике ЕС и России наблюдается быстрый рост потребления газа – чем еще можно было бы объяснить то, что «Газпром» просто не успевает выполнять свои обязательства», - считает эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук.

Россия признала, что на сегодняшний день в стране достигнут исторический максимум энергопотребления. Это означает, что будут отбирать максимум газа там, где есть максимум потребности в производстве энергии – прежде всего, в самой России.

Особого мнения придерживается и независимый эксперт Владимир Сапрыкин. «Попытка переложить ответственность на Украину является привычной в данной ситуации, но не отвечающей реалиям. Украина не перебирает такие объемы газа, и это видно хотя бы по той же Польше, которая получает газ по трубопроводу «Ямал-Европа», то есть не через Украину», - считает эксперт. По мнению Сапрыкина, это была попытка «Газпрома» переложить ответственность за невыполнение контрактов и суточных заявок на Украину.

Кроме того, эксперты не исключают возможности того, что такой российский ход мог стать предпосылкой к началу третьей газовой войны. Так, эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский отметил, что попытка России развязать третью газовую войну оказалась «довольно плохо подготовленной». «Если в 2009 году Европа свято уверовала в то, что Украина явилась главной причиной остановки транзита газа, то в 2012 году также держит руку на пульсе событий», - отметил эксперт.

Как известно, Украина в этой ситуации сама испытывает недостаток в поставках российского газа, который также поставляется по заявкам. С начала февраля «Нефтегаз» запрашивал 150-160 млн. куб. м газа в сутки, удовлетворялись же эти заявки только на 20%. Так, 2 февраля «Газпром» поставил 410 млн. кубометров газа, из которых 385 млн. предназначались Европе. Недостающие 100 млн. кубов Украина компенсировала за счет хранилищ, но тогда зачем было обвинять нас в сверхконтрактных объемах потребления? Ответ прост – чтобы оправдать недостаток ресурса, который был направлен на внутренние нужды потребителей в Россию.

Чистосердечное признание смягчает меру наказания

При всем уважении к России, надо отметить, что позиция Еврокомиссии по отношению к «Газпрому» является более чем толерантной. Что это: международная этика или тонкий расчет? Тем не менее, пресс-секретарь Еврокомиссии Марлене Хольцнер отметила, что сокращение газовых поставок не стало для потребителей «катастрофой» и в ЕС понимают, что оно происходит из-за холодной зимы в России, «которая сама сейчас нуждается в большем объеме газа».

Однако в самом «Газпроме» факт снижения поставок не признавали, а указывали на требование европейцев поставить сверхконтрактные объемы газа. «Они просят больше, чем мы обязаны им поставлять», - говорил в пятницу начальник управления структурирования контрактов и ценообразования «Газпром экспорт» Сергей Комлев, добавляя, что компания «работает идеально в текущих погодных условиях».

А не проще ли было во всем сознаться и расписать ситуацию во всех деталях? Мол, простите, холода-морозы, потребление газа растет, самим не хватает. Так нет, лучше перевести стрелки на транзитера… Россия посчитала правильным вместо того, чтобы признать честно, что она не может справиться с выполнением своих обязательств ввиду форс-мажорных обстоятельств, аномально низких температур и в Европе, и в России, и в Украине, сбросить груз ответственности, обвинив ближайшего соседа. При этом каждый понимает, что самые сильные холода, конечно же в России. «Европа и без уверток отнеслась бы с пониманием к такому положению вещей, если бы российские власти честно изложили ситуацию. Но они предпочли иную тактику, она не нова», - говорит директор энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар.

Естественно, что до субботнего признания подтвердить или опровергнуть информацию относительно виновности или невиновности Украины, квалифицировать, как на самом деле происходило, было сложно. Сегодня ситуация прояснилась, но отпечаток серости на репутации российского монополиста смыть будет - ой, как непросто. «Все и сейчас с недоверием относятся к информации, которую представляют российская сторона и «Газпром», памятуя предыдущие инциденты. Есть правда, есть ложь, а есть данные «Газпрома», - отмечает директор энергопрограмм центра «Номос».

«Тільки для себе»

Можно, конечно, допустить правоту и частично оправдать россиян с той точки зрения, что, в первую очередь, Россия старалась для себя. Ведь, по словам российского премьера Путина, обеспечение внутренних потребностей - первоочередное задание для монополиста, однако отступать от экспортных обязательств ни в коем случае не рекомендуется.

«Прошу вас максимально приложить максимальные усилия, чтобы обеспечить потребности наших партнеров зарубежных, имея в виду, что главная задача энергетиков вообще, «Газпрома» в частности – обеспечить внутренние потребности РФ, обеспечить потребителей в РФ. Это – первоочередная задача», - цитирует слова российского премьера «Интерфакс».

Смешно, но российская сторона ввиду недостатка голубого топлива стала следовать принципам украинского менталитета, согласно которому, в первую очередь, следует обеспечить себя, а все остальное пусть горит синим, или не синим, пламенем.

У «Газпрома» инфаркт?

За последнее десятилетие российский монополист никак не может сдержать свое обещание и повторить рекорд 1993 года, когда было добыто 578 млрд. куб. м газа. Как сообщил нам эксперт Института энергоисследований Юрий Корольчук, с 2003 по 2008 год «Газпром» еще удерживал ежегодную добычу газа на уровне 547-556 млрд., а в 2009 году добыча резко снизилась до 461 млрд. В 2010 и 2011 году российский монополист добыл всего 508-510 млрд. куб. м, вопреки оптимистическим прогнозам увеличить добычу до 520 млрд куб. м. «О каких поставках газа еще и в Китай может идти речь?», - задался вопросом эксперт.

Так что же на самом деле стряслось с «Газпромом»? И почему одновременные холода в России, Украине и Евросоюзе показали неспособность «Газпрома» увеличить добычу газа и не думать о «каких-то» 50-60 миллионах кубометров в сутки?

По мнению аналитиков газовой отрасли, с «Газпромом» случился газовый «инфаркт». «Последние четыре года компания как живой организм мужественно переносит инфаркт на ногах, делая вид, что «пациент» здоровый и бодрый», - отмечает Корольчук.

По мнению директора энергетических программ центра «Номос» Михаила Гончара, миф о всесильном «Газпроме» рассеялся. «Причина в том, что «Газпром» с начала прошлого десятилетия слишком увлекся инвестированием в трубопроводные проекты, и не уделял должного внимания расширению газодобычи, проведению инвестирования в геолого-разведовательные работы, в разработке новых месторождений, их оборудования», - рассказал эксперт. По словам Гончара, ситуация является логичной, поскольку «Газпром» был не в силах выполнять обязательства еще в 2006 году.

Теплая зима 2007 года позволила не ощутить этого пика. 2008 год срезал пики потребления газа вообще: кризис и вступление Европы в фазу минимального экономического роста привели к сокращению и оптимизации энергопотребления. А вот январь 2009 года был холодным, и тогда мы снова ощутили, как теперь можно определить, проблемы в «Газпроме». «Для того, чтобы замаскировать эту проблему, «Газпром» развязал газовую войну. Это была одна из причин», - отмечает Михаил Гончар.

Во-первых, «Газпром» не имеет достаточных средств развивать собственную добычу газа. Во-вторых, практически ко всем перспективным и крупным проектам «Газпром» вынужден был привлечь европейских инвесторов.

«Газпром» вынужден был делать себе газовые инъекции в виде скупки газа в Азербайджане, Казахстане, Туркменистане и Узбекистане. Иначе будет сорвано выполнение контрактов с европейскими странами», - заверяют эксперты.

«Нельзя забывать и о том, что газа хватает впритык и для нужд потребителей России. С этой целью, как и Украина, Россия планирует увеличивать добычу угля. Уже утверждена программа развитий угольной промышленности до 2030 года, которая должна оперативно восполнить через 5-10 лет нехватку газа», - говорит Корольчук.

Заглядывая вперед

Согласно заявлению украинского «Нефтегаза», которое также подтверждают эксперты, Украина сможет компенсировать европейским потребителям недопоставленные Россией объемы газа.

«Исходя из объемов газа, находящихся в хранилищах, Украина может совершенно спокойно предложить Европе компенсировать недостающие объемы российского газа. Тогда Евросоюзу впоследствии будет очень сложно соглашаться на продолжение строительства обходных Северного и Южного потоков, поскольку в следующую аномально холодную зиму спасительных украинских хранилищ газа просто не окажется в системе обеспечения Европы российским газом», - отметил Землянский.

Очередной газовый кризис, порожденный «Газпромом», подтолкнет Евросоюз быстрее реализовывать новые маршруты поставок каспийского газа и развивать альтернативные источники энергии.

При этом Россия на таком фоне как-то странно требует от Украины увеличивать ежесуточные закупки газа в тот момент, когда сама с перебоями выполняет свои обязательства перед странами ЕС.

Если посмотреть на ситуацию локально, не исходя из временных зимних проблем с газом, то, по мнению Юрия Корольчука, ничего страшного не происходит. И, действительно, летом 2011 года в ожидании высоких цен на газ европейские страны накопили в подземных хранилищах достаточное количество газа.

«Поэтому сейчас Италия, например, с легкостью может компенсировать недостачу в 20-30 млн. куб. м газа в сутки», - говорит аналитик. Но если морозы продолжаться дальше до середины февраля, то европейским странам придется урезать свой зимний газовый паек, так как поставок газа от «Газпрома» будет недостаточно, что показала нынешняя ситуация.

Эпилог

Когда-то в эфире американского ток-шоу Ларри Кинг спросил у президента России Владимира Путина, что случилось с подводной лодкой «Курск», и получил краткий ответ: «Она утонула». Интересно, какой бы ответ сейчас дал бы Путин на вопрос «Что случилось с «Газпромом»?

На этом фоне удивляет твердолобая позиция России в переговорном процессе с Украиной относительно изменения условий газового сотрудничества. Если «Газпром» испытывает трудности с добычей газа, то почему бы ему не передать право на поставки и контракт с Украиной компании «НОВАТЭК», которая является второй по объемам добычи газа в России?

По итогам 2011 года «НОВАТЭК» добыл 53 млрд. куб. м газа и будет продолжать наращивать добычу. Сделав такой шаг, Россия разрешит и газовый конфликт с Украиной и пойдет на встречу европейским энергетическим директивам, которые требуют разрешить другим компаниям заниматься поставками газа в другие страны.