УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Украина выбирает между Газпромом и Бразилией

405
Украина выбирает между Газпромом и Бразилией

Стало известно о том, что оператор зарубежных проектов Газпрома "Gazprom International" и "Нафтогаз Украины" активизируют сотрудничество по созданию СП для освоения шельфа Черного моря. Как сообщает Газпром, соответствующая договоренность достигнута на встрече делегаций компаний в Москве 18 января.

Видео дня

"Gazprom International готов к совместному освоению перспективных объектов на трансграничном участке шельфа Черного моря", — говорится в сообщении российской компании.

Речь идет об освоении структуры Палласа в северо-восточной части Черного моря, охватывающей восточную часть Керченско-Таманского шельфа и территориально расположенной на границе России и Украины. Условная граница делит глубоководную структуру Палласа так, что большая доля площади расположена на территории Украины, лицензией на данную часть шельфа владеет "Нафтогаз".

По оценке, которую ранее давала украинская сторона, ресурсы этой структуры составляют 157 миллиардов кубометров газа, извлекаемые запасы — 75 миллиардов кубометров. Только на Прикерченском участке шельфа запасы оцениваются в 10,8 миллиарда кубометров газа. Добыча на этом участке позволила бы Украине увеличить ежегодную добычу газа на 4 миллиарда кубометров, а нефти — на 3 миллиона тонн.

Договоренность о совместной разработке этого участка была достигнута между "Нафтогазом Украины" и "Газпромом" еще в 2007 году. В начале декабря 2010 года Газпром и Нафтогаз договорились о создании двух совместных предприятий — по добыче газа из угольных пластов на украинской территории и по разработке структуры Палласа на шельфе Черного моря.

В марте 2011 года Газпром одобрил программу освоения ресурсов углеводородов на шельфе Черного моря до 2030 года. Необходимые инвестиции для разработки структуры Палласа оценивались в сумму около 1 миллиарда долларов.

В прошлом году украинские чиновники заявляли о том, что реализация проектов по разработке шельфа Черного моря позволит Украине удвоить добычу газа на своей территории. Эта идея очень нравится президенту Украины Виктору Януковичу и премьеру Николаю Азарову. Они постоянно говорят о том, что цена на российский газ слишком высока для страны и нужно снижать зависимость от Газпрома.

По оценкам экспертов, в Черном море находится большое количество углеводородов, при этом они залегают достаточно глубоко (около двух километров). Толща воды, в частности на Прикерченском участке шельфа, составляет от 200 до 2000 метров. На подобных глубинах можно бурить скважины только с плавучих платформ.

Украинская компания "Черноморнефтегаз" специализируется на бурении со стационарных платформ и не может работать на глубинах свыше 70 метров, поэтому украинцы осваивают в основном мелководный шельф на западе от Крымского полуострова и ищут иностранные компании, при помощи которых можно было бы освоить труднодоступные месторождения.

Но во вторник стало также известно, что Украина ведет переговоры в том числе и с бразильской Petrobras на предмет сотрудничества в сфере разработки черноморского шельфа. Об этом сообщил министр иностранных дел Украины Константин Грищенко, находящийся с визитом в Мексике.

В прошлую пятницу министр, находившийся с официальным визитом в Бразилии, сообщил на своей странице в сети микроблогов Twitter, что бразильская компания "имеет уникальные технологии глубоководной добычи нефти и заинтересована во взаимодействии на Черноморском шельфе".

Глава МИД Украины подчеркнул, что на первом этапе начали работу эксперты, которые должны "подготовить почву для заключения соответствующего контракта и соглашения". "Пока конкретных сроков подписания соглашения нет", — добавил министр.

Вместе с тем эксперты советуют не обольщаться по поводу перспектив месторождений шельфа Черного моря. "Дело в том, что структура Палласа — это подземное образование, которое появилось на картах сейсмической съемки, оно может содержать либо нефть, либо газ, либо минеральную воду, либо вообще ничего", — говорит эксперт RusEnergy Михаил Крутихин.

"До бурения пока не понятно, что там находится. Пока больших перспектив ученые не ожидают. Не зря же переговоры Роснефти с Chevron так ничем и не закончились, поскольку американская компания поняла, что присутствуют очень большие риски того, что там ничего не будет открыто, а финансирование требуется очень большое", — продолжил Михаил Крутихин.