newspaper
flag
УкраїнськаУКР
flag
EnglishENG
flag
PolskiPOL
flag
русскийРУС
img

Сырные войны: неужели перемирие?

Сырные войны: неужели перемирие?

Наконец-то, свершилось: Москва намерена дать «добро» трем украинским предприятиям ввозить свои сыры на территории России. Об этом стало известно вечером 17 апреля, по итогам встречи в столице Российской Федерации министра экономического развития и торговли Петра Порошенко и главы «Роспотребнадзора» Геннадия Онищенко. «Мы договорились, что по тем предприятиям, которые прошли проверку, мы, как украинская сторона и украинское правительство, будем обеспечивать гарантии выполнения этого плана мероприятий, о чем сегодня было заявлено», - в частности, заявил Порошенко. Таким образом, сегодня дан «зеленый свет» продукции таких сыродельных предприятий, как «Гадячсыр» («Альмира»), «Прометей» (Milkiland) и Пирятинский сырзавод («Молочный альянс»). Напомним, эти заводы обеспечивают производство порядка 60% сыра, который поставляется в Россию.

Видео дня

Однако это еще не все новости: в ходе переговоров Онищенко и Порошенко урегулировали график проверки еще одного украинского сыродельного предприятия – «Дубномолоко» («Западная молочная группа»). Этот завод россияне планируют проверить на неделе с 23 по 29 апреля. И если продукция этого сыродельного предприятия будет соответствовать необходимым санитарным параметрам, тогда, по словам Геннадия Онищенко, «Дубномолоко» может стать четвертым производителем, которому «разрешат вернуться на российский рынок».

Все ли так просто…

Однако получение официального разрешения на ввоз украинских сыров на территорию Российской Федерации вовсе не означает, что нашим производителям молочной продукции можно расслабиться и, как говорится, «почивать на лаврах». Дело в том, что и Онищенко, и Порошенко предупредили: прежде чем наш товар попадет на российские прилавки – вся продукция будет строго перепроверяться. «Контроль каждой партии. Если мы там не находим наличие растительных масел, других издержек технологического процесса, то пожалуйста, везите. Но если мы найдем, принцип один - кто не спрятался, я не виноват», - обратил внимание главный санитарный врач России.

В свою очередь, Петр Порошенко заметил, что такая жесткая и тотальная проверка украинских сыров будет проводиться до тех пор, пока не будут организована работа соответствующих лабораторий. «Пока мы не организуем скоординированную работу лабораторий, будет проверяться каждая партия. С моей точки зрения, эта позиция разумная. Потом, когда работа лабораторий будет скоординирована, мы от контроля каждой партии договорились уйти», - сказал министр экономического развития и торговли.

Напомним, в начале апреля, в ходе проверки россиянами продукции предприятия «Гадячсыр», Киев и Москва – с целью урегулирования возникшего конфликта - договорились не только гармонизировать технические стандарты двух стран и наладить двухсторонний контроль за качеством продуктов по всей вертикали (начиная от производителя), но и отобрать несколько лабораторий с международными сертификатами, которые должны будут взять на себя ответственность за проверку качества той продукции, которая идет на российский рынок. «Соответственно, это откроет нам российский рынок. И мы надеемся, что возврат наших сыров даст возможность российскому потребителю без опасения покупать и потреблять нашу продукцию», - отметил тогда украинский аграрный министр Николай Присяжнюк.

Что же получается в итоге? Москва и Киев считают, что теперь они сделали все возможное, чтобы «сырные войны» перешли в стадию «перемирия», поэтому теперь все зависит от производителя. «Откуда такие выводы?» - спросит читатель. Все просто, ведь на вопрос украинских журналистов: «Когда могут возобновиться поставки украинского сыра в Россию?» министр экономического развития и торговли Петр Порошенко четко ответил: «На сегодняшний день дело - за производителем, который начинает производить эту продукцию с соответствующим контролем качества этой продукции. И, пожалуйста - выходите на рынок».

По мнению украинских экспертов, для возвращения украинских сыров на российские прилавки может понадобиться минимум 2 недели – максимум месяц.

Решена ли проблема окончательно?

Эксперты крайне скептично относятся к последним новостям с «сырного фронта». По их словам, хотя сейчас и имеется какой-то прогресс в переговорах Москвы и Киева, однако никто не даст гарантии того, что конфликт полностью исчерпан.

Так, по мнению руководителя аналитического департамента консалтингового агентства «ААА» Марии Колесник, наша страна в вопросе ведения «сырных войн» допустила серьезную стратегическую ошибку, так как не стала привлекать к переговорному процессу третью стороны - международных экспертов.

«Слабые стороны в путях решения. Мы не обратились к международным организациям, мы не пошли на подачу определенных заявок в ВТО, чтобы этот вопрос решился раз и навсегда. Мы пошли по пути личной договоренности. А зря, ведь доказательств того, что в наших сырах были найдены растительные жиры, нет. Эти убытки, соответственно, никто возмещать нам не будет. Нам, конечно, этот рынок очень важен, поэтому мы хотим максимально быстро получить разрешение поставлять нашу продукцию на российский рынок. По большому, счету мы пошли на уступки России и в будущем не получаем никакой защиты от такого рода претензий. А если бы мы обратились в ВТО, то Россия, которая становится членом этой организации, должна выполнять ее решение, если бы таковое было в нашу пользу», - пояснила «Обозревателю» Колесник.

В свою очередь, директор компании «ПроАгро» Николай Верницкий отмечает, что российский рынок сыра крайне важен для украинских производителей, так как сюда идет порядка 85% нашего экспорта.

«Нашим производителям никуда не деться с российского рынка, поэтому нашим сыроделам придется производить продукцию по российским стандартам. Пока мы не поймем сами, чтобы в будущем не были проблем, нужно поднимать качество продукции, то эта ситуация будет возникать периодически. Это - во-первых. Во-вторых, нужно понимать, политика политикой, но какие продукты мы едим, если Россия нам указывает на качество. Думаю, единственный вывод, который сделали наши производители из этой ситуации, - они будут выпускать две линейки сыра – для внутреннего рынка и для российского. Причем последний будет выше по качеству», - обратил Верницкий внимание «Обозревателя».

Однако, по словам директора компании «ПроАгро», у российско-украинских «сырных войн» может быть проблемы более глубокие, нежели нынешний конфликт, - это падение спроса на наш сыр.«Однако у этого вопроса есть другая сторона медали. Как только мы повысили качество продукции, выросла ее стоимость. И конкурентоспособность на российском рынке упадет. Может, на это направлена политика российского правительства? Но они имеют право на такие шаги», - поясняет Верницкий.

И если такая ситуация возникнет, говорят эксперты, то для того, чтобы сохранить сыродельный бизнес Украины, нашим производителям не останется ничего другого, как искать другие рынки сбыта. И в этом направлении имеются перспективные страны.

«Можно присмотреться к рынкам Северной Африки и арабского мира. Но надо понимать, что сыр – это продукция конечного потребителя, тут важны вкусовые привычки. Где-то любят более соленое, где-то более кислое. Поэтому в какой-то стране этот сыр может считаться самым лучшим, а где-то – не захотят покупать эту продукцию. Так что процесс продаж не так прост. Это специфический продукт. Хотя по качеству наша продукция достаточно хорошая», - говорит Мария Колесник.

Однако, по ее словам, пока что украинские сыроделы не спешат менять свою внешнюю экономическую политику.

«Пока я не вижу попыток наших производителей в отношении промоушена на других рынках. Да, заявления есть, но пока по статистике не будет показано увеличение объемов поставок в другие страны, не станет ясно – что наши сыроделы изменили внешнюю политику. Понимаете, российский рынок очень простой – он большой и близкий нам по вкусовым качествам, цена товара там выше, чем в Украине, поэтому в России очень легко вести бизнес. Соответственно, никто не хочет иметь дополнительную головную боль», - поясняет руководитель аналитического департамента консалтингового агентства «ААА».

Однако, судя по всему, рано или поздно украинским сыроделам придется избавиться от политики «комформизма» в вопросе реализации своей продукции и подумать о том, что пора бы разнообразить список покупателей, где могут оказаться не только россияне, но и европейцы, африканцы, азиаты. Ведь, думается, никому из производителей не хочется дождаться того времени, когда Россия окончательно «перекроет кислород», запрещая наш товар или искусственно снижая на него спрос?

А если ко всему выше сказанному добавить еще и тот факт, что за период запрета ввоза украинского сыра на территорию России наша отрасль, по оценкам Николая Верницкого, недополучила прибыль в размере 15-25 млн долларов в месяц, становится очевидно: такие финансовые потери – серьезный удар для экспортно ориентированной экономики нашей страны. Вот вам и еще один повод заняться разработкой грамотных правил реализации украинской продукции, которые приведут к разнообразию рынков сбыта. Это даст хоть какую-то гарантию ведения цивилизованного бизнеса на внешнеэкономической арене и позволит почувствовать себя относительно свободным от «капризов» соседней России.