Почему греки постоянно провоцируют дефолт?
Виртуальный мемориал погибших борцов за украинскую независимость: почтите Героев минутой вашего внимания!
Хотя Тройка кредиторов – Евросоюз, Международный валютный фонд и Европейский центробанк - спасли Афины от мартовского дефолта своим решением разморозить кредитное финансирование в размере 130 млрд евро, то это вовсе не означает, что дефолт не может обрушить греческую экономику несколько позже.
Ведь именно этот сценарий – своего рода «хождение по лезвию бритвы» в исполнении Греции – весь мир наблюдал в течение зимних месяцев. Сначала эксперты говорили, что Афины объявят дефолт в декабре (именно тогда, по информации различных масс-медиа, в греческой казне должны были закончиться деньги на выплату пенсий и зарплат), потом – это событие перенесли на март (потому что 20-го марта греки должны были погасить 14,5 млрд евро очередной задолженности). Теперь эксперты не исключают, что угроза афинского дефолта по-прежнему вполне реальна. Именно об этих рисках и хотел бы сегодня рассказать «Обозреватель».
Ключевым риском в этом плане могут стать сами греки, а именно – их массовые протесты. Во-первых, по причине того, что долгое время, находясь в долгах, спокойно жили на кредитные деньги Европы, не особо-то контролируя развитие затянувшейся экономической депрессии. Во-вторых, явно не на пользу Афинам пришлись массовые акции протеста местного населения. И речь тут не о поджогах, хулиганстве, воровстве, ведь всплеск народного гнева абсолютно очевиден как реакция на разработку греческим правительством мер жесткой экономии.
Напомним, антикризисный план спасения Греции, который будет действовать в стране ближайшие годы, включает в себя несколько суровых параметров. Во-первых, минимальная зарплата снизится с 751 евро до 600 евро или на 22%, а пенсии урезаются, в среднем, на 7-15%. Во-вторых, придется забыть и об автоматическом повышении зарплат за так называемую выслугу лет. В-третьих, болезненный удар ожидает и бюджетную сферу: в 2012-м планируется сократить примерно 15 тыс. рабочих мест чиновников (а в 2015 году эта цифра может составить уже 150 тыс.).
Однако если негодование местного населения в отношении того, что власти страны пытаются выехать из кризиса «на народном горбу» вполне можно понять, то, по мнению ряда европейских политиков, с трудом можно объяснить общий подход греков к решению ими же созданных проблем. Если говорить иначе, то отношение Афин к другим странам Евросоюза нельзя назвать иначе как потребительским. А как же иначе, если раньше общение греков с кредиторами сводилось примерно к такому требованию: пусть Европа нам деньги дает, но мы палец о палец не ударим, чтобы вытащить свою «пятую точку» из кризиса.
И ярким тому подтверждением может стать осеннее заявление экс-министра Греции Георгиоса Папандреу о проведении в стране общенационального референдума на тему: принимать или не принимать помощь Греции. Этот «каприз» Афин на фоне того, что ЕС планировал уже тогда списать грекам львиную долю их долгов, шокировал мировую общественность. Тогда у ЕС не оставалось иного выхода как в виде санкций заморозить предоставление очередного кредитного транша. Все это в итоге и привело Грецию к трехмесячному «балансированию на лезвии бритвы». И никто из иностранных экспертов не берется сегодня точно прогнозировать, как на экономике Евросоюза могла отразиться весть о том, что Греция все-таки объявила дефолт.
Подробности – в статье «Греческий диагноз».