УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Михаил Корчемкин: "Третья газовая война" вряд ли начнётся

Михаил Корчемкин: 'Третья газовая война' вряд ли начнётся

Известный газовый эксперт Михаил Корчемкин, основатель и владелец аналитического бюро в США East European Gas Analysis, специализируется на изучении нефтегазовых проектов, расположенных на постсоветском пространстве. В середине 70-х аналитик закончил политехнический институт в Таллине, в начале 80-х защитил кандидатскую по экономике. Михаил Корчемкин работал над исследованиями для Министерства газовой промышленности СССР, преподавал в университете Пенсильвании. Сегодня клиентами аналитического бюро являются такие крупные компании как Ernst & Young, BP, ExxonMobil, Shell, Statoil, Total, Всемирный банк и другие.

В интервью "Обозревателю" Михаил Корчемкин рассказал о своем видении будущего "Газпрома", о перспективах газовых переговоров между Россией и Украиной, о реалистичности поиска альтернативы закупкам российского газа.

- Как вы оцениваете нынешнее обострение газовых взаимоотношений между Россией и Украиной?

- Скорее всего, обострение вызвано желанием российской стороны вывести газопровод "Южный поток" из-под действия правил Третьего энергопакета. Конфликт должен убедить европейцев в необходимости такого шага.

Читайте: "Газпром" требует от Украины 1 млрд. долларов за октябрський газ

- По вашему мнению, почему "Газпром" изначально пошел на встречу "Нефтегазу" по поводу отсрочки в оплате за августовский газ, и вот сейчас, накануне Вильнюсского саммита, начал жестко требовать погашения?

- Я не вполне понимаю, почему "Нефтегаз" постоянно соглашается кредитовать "Газпром". Ведь деньги за газ, купленный летом и осенью и закачанный в ПХГ, можно получить, в лучшем случае, только зимой, и задолженность перед "Газпромом" становится неизбежной. При этом большую часть газа для ПХГ "Нефтегаз" покупает не за кредиты "Газпрома", а за свои деньги.

Я не вполне понимаю, почему "Нефтегаз" постоянно соглашается кредитовать "Газпром". Ведь деньги за газ, купленный летом и осенью и закачанный в ПХГ, можно получить, в лучшем случае, только зимой, и задолженность перед "Газпромом" становится неизбежной

- На ваш взгляд, чем закончится история с долгами "Нефтегаза"? Рискнет ли "Газпром" на повторение сценария холодной зимы, как это было в 2009 году?

- "Третья газовая война" вряд ли начнётся, но "Газпром" будет поддерживать состояние конфликта до тех пор, пока существует украинский транзит, то есть ещё примерно 5 лет. Правда, острота будет снижаться по мере снижения объёмов российского газа, пересекающего территорию Украины.

Читайте: Ахметов начал импортировать газ из Польши

- Сейчас украинские СМИ муссируют тему закрытых встреч Владимира Путина и Виктора Януковича. Как вы полагаете, к какому консенсусу могут прийти стороны? Может ли Украина получить ощутимое снижение цен на газ? И что взамен может попросить Кремль?

- По моему глубокому убеждению, в основе газового конфликта между Россией и Украиной лежат деньги - более 40 миллиардов долларов, которые будут освоены на строительстве российской части мегапроекта "Южный поток". Нормальные партнёрские отношения сторон поставили бы под сомнение необходимость этого проекта, а значит, и доходы подрядчиков и посредников "Газпрома". Все предложения Украины, вместе взятые, не могут принести российским компаниям даже десятой доли того, что даст "Южный поток". Кремль это хорошо понимает и не собирается ничего просить у Украины.

- Сейчас многие политики и эксперты гадают, подпишет ли Украина Соглашение об Ассоциации с ЕС в Вильнюсе. На ваш взгляд, какой вектор внешней политики более выгоден для Украины с точки зрения газовой стабильности?

Читайте: Украина сможет в обход "Газпрома" получать газ из Туркменистана

- С точки зрения газовой стабильности необходимы партнёрские отношения, основанные на принципах взаимной экономической выгоды. Чем меньше политики, тем лучше для газового бизнеса.

- Не первый год Киев заявляет о том, что Украина идет по пути диверсификации поставок газа в страну. Рассматривались совершенно разные сценарии: от закупки газа в Европе до его добычи из собственных месторождений… Как вы оцениваете все эти попытки Украины по освобождению от газовой зависимости России?

- "Газовая зависимость" опасна лишь в том случае, если монопольный поставщик посягает на суверенитет покупателя. Именно это и происходит в отношениях между Украиной и Россией. На мой взгляд, Киеву надо серьёзно готовиться к жизни без транзита российского газа, оставив планы реконструкции ГТС за исключением проектов, направленных на обеспечение реверсных потоков с запада на восток.

"Газовая зависимость" опасна лишь в том случае, если монопольный поставщик посягает на суверенитет покупателя. Именно это и происходит в отношениях между Украиной и Россией

- Представители МВФ неоднократно заявляли: для получения кредита Украина должна решить вопрос дефицита "Нефтегаза". Предлагается эту проблему ликвидировать путем повышения тарифов на газ для населения. По вашему мнению, проблему дефицита "Нефтегаза" можно решить только таким методом?

- Резко поднимать тарифы непосредственно для населения не стоит, но можно изучить вариант сокращения числа субсидируемых потребителей.

- Сейчас в мире актуальна тема добычи сланцевого газа. Это направление пытаются развивать и в Украине. На ваш взгляд, такой газ в будущем сможет заменитьдобываемое обычным способом"голубое топливо"?

- Ответить на вопрос об объёмах добычи сланцевого газа смогут только занятые в этом бизнесе компании.

Читайте: Всемирный банк: тарифы на газ для населения должны увеличиться на 55%

- Весь мир также пытается заменить газ альтернативными источниками энергии – ветер, солнце, каменный уголь, сено и т.д. Как вы считаете, насколько это равнозначная замена традиционному газу?

- Структура топливного баланса разных стран меняется по-разному. Например, в электроэнергетике США идёт активное вытеснение угля сланцевым газом. Зато высвободившийся американский уголь, благодаря низким ценам, становится более привлекательным топливом на электростанциях Европы.

Параллельно во всём мире увеличивается производство ветряной и солнечной энергии. Этот рост вызван постоянным снижением стоимости ветрогенераторов и солнечных батарей. Не последнюю роль в распространении возобновляемой энергетики играют природоохранные факторы и стремление к энергетической независимости.

При этом эпоха природного газа не закончилась, а только начинается. Заканчивается эпоха дорогого газа с нефтяной индексацией цен. Это подтвержается, например, полным отказом норвежской компании Statoil от использования нефтяной индексации в долгосрочных контрактах.

- Сейчас "Газпром" экономически чувствует себя не наилучшим образом. Его позиции по продажам газа в Европе ослабевают. Эксплуатация Северного и строительство Южного потоков может оказаться неэффективным с точки зрения окупаемости затраченных средств. Как вы считаете, какой будет бизнес-политика "Газпрома" в ближайшие пять лет? И как она отразится на странах-потребителях, в том числе, и на Украине?

- Реализация проектов "Южный поток" и "Сила Сибири" приведёт "Газпром" к банкротству. Восточная газовая программа уже привела к убыткам, которые субсидируются за счёт федерального бюджета. Я думаю, возможности поддержки "Газпрома" за счёт предприятий и граждан России очень ограничены. Скорее всего, к концу этого десятилетия правительство РФ разделит "Газпром" на части, повесив все долги на кусок компании, остающийся в государственной собственности. Для Украины худшим вариантом была бы продажа ГТС "Газпрому".