УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Газовая "труба" на выданье

Газовая 'труба' на выданье

На рассмотрение нардепам Кабмин предложил законопроект, позволяющий приватизировать украинскую газотранспортную систему (ГТС) или сдавать ее в аренду.

Кому нужна украинская "труба", которая в последнее время использует лишь половину своих мощностей? Так уж ли много желающих получить ее в собственность? И что за этим стоит? В "трубных" вопросах разбирался "Обозреватель".

Кабмин предлагает

По инициативе Кабинета Министров Николая Азарова 26 апреля текущего года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №2937 "О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины с целью реформирования НАК "Нафтогаз Украины".

По мнению экспертов, нардепы могут его принять в конце июня. А пока на всех уровнях идет широкое обсуждение новой инициативы Кабмина.

Ожидается, что 3 мая в Брюсселе украинский министр энергетики Эдуард Ставицкий и еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер обсудят возможности создания трехстороннего газотранспортного консорциума по управлению украинской "трубой". И, возможно, эта встреча расставит определенные акценты на владении украинской ГТС - иметь ей двух хозяев в виде Украины и России, или же "соображать на троих" - с европейской стороной.

Итак, что же предлагает Кабмин? Для реформирования "Нафтогаза Украины" предлагается внести ряд изменений в законы. В частности, в статье 7 закона "О трубопроводном транспорте" предлагается заменить слово "запрещается" на "осуществляется по решению Кабинета Министров Украины". Речь идет о приватизации госпредприятий, дочерних предприятий "Нафтогаза".

В законе "О нефти и газе" правительство предлагает тоже видоизменить некоторые статьи. Часть 4 в статье 44 предлагается изъять. А эта часть о том, что "структуру госпредприятия, что осуществляет централизованное диспетчерское управление, определяет центральный орган исполнительной власти, что обеспечивает формирование и реализует государственную политику в нефтегазовом комплексе".

Изменение касается и закона "О приватизации госимущества", в статье 5, части 2 которого предлагается убрать абзац "магистральные нефте- и газопроводы и магистральный трубопроводный транспорт, что обслуживает потребности государства в целом, подземные нефте- и газохранилища" как объекты, которые не подлежат приватизации.

В законе "Об управлении объектами госсобственности" часть 2 статьи 9 звучит по-новому: "корпоративные права государства, переданные хозструктурам в управление, не могут быть отчуждены из госсобственности без разрешения Кабинета Министров Украины". В статье 4 об объектах аренды предлагается исключить абзац о том, что объектами аренды не могут быть магистральный трубопроводный транспорт, который обслуживает потребности государства в целом. То есть, ГТС можно будет арендовать.

В пояснительной записке говорится, что изменения к законам необходимо произвести для реформирования "Нафтогаза", что соответствует обязательствам, взятым по протоколу присоединения Украины к договору о создании Энергетического Сообщества (ЭС), а также находится в рамках требований 2003/55/ЕС относительно функционирования внутреннего рынка природного газа.

Принятие закона, оговаривается в записке, не требует затрат из государственных и местных бюджетов.

Как делить "трубу"

Ранее Россия заявляла, что может присоединиться к консорциуму по управлению украинской "трубой" в обмен на выход Украины из Энергетического сообщества (ЭС). Также посол России в Украине Михаил Зурабов на днях сообщил, что Россия может гарантировать прокачку 60 млрд куб.м газа в год по украинской ГТС при условии создания двустороннего газотранспортного консорциума. Объем прокачки меньше 60 млрд куб. м газа в год не позволит содержать ГТС в надлежащем состоянии, заметил при этом Зурабов.

В Еврокомиссии (ЕК) однако заявляли, что ЭС позволит защитить украинскую энергетическую безопасность от последствий антиконкурентного энергетического рынка, так что выходить Украине оттуда, якобы, нецелесообразно.

Так, в марте комиссар ЕС по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер сказал, что Европейский Союз (ЕС) заинтересован в трехсторонней модели консорциума по управлению украинской ГТС, причем, с участием не только газовых компаний, но и финансовых учреждений.

Эттингер отметил, что в случае принятия Киевом решения об оперативном управлении "трубой" без участия Европы, "Газпром" должен принять правила, которые действуют в Энергетическом сообществе, членом которого Украина является.

Украина взяла на себя обязательства выполнить условия "третьего энергопакета" - в части доступа третьих сторон к ГТС, отметил еврокомиссар. И это правило важно, особенно с учетом возможной добычи сланцевого газа в Украине и реверсной прокачки европейского газа по нашей "трубе".

Так что, у обоих претендентов на украинскую "трубу" - Европы и России - свои взгляды, условия и пожелания. Причем, такие, что найти общий знаменатель очень сложно.

Напомним, что ГТС, вокруг которой так много шумихи, имеет длину 38,55 тысяч км, пропускную способность на входе 287,7 млрд куб. м/год, на выходе - 178,5 млрд куб. м/год, 72 компрессорные станции мощностью 5440 МВт, 12 подземных хранилищ газа (ПХГ) с емкостью млрд куб. м, 1455 газораспределительных станций (ГРС). По данным Объединённого диспетчерского управления "Укртрансгаза", объем транспортированного природного газа через территорию Украины за 2012 год уменьшился на 19% до 84,2 млрд куб. м, в сравнении с показателями 2011 года. Так что, "труба" в последнее время полупуста.

Политические интересы

Украинская ГТС при пропускной способности 180 млрд куб. м газа в год, что возможно после ее модернизации, сейчас загружена двое меньше. Но в модернизацию еще нужно вложить, и пойти на предлагаемые инвесторами условия.

Так уж опасна для Украины приватизация "трубы"? И не получится ли так, что у потенциальных инвесторов – Европы и России - свои интересы, и отнюдь не "газовые"?

Мы поинтересовались мнением эксперта - заместителя директора по научной работе научно-технического центра "Психея" Геннадия Рябцева по данному вопросу.

- Европа пока не сделала никаких предложений по поводу нашей ГТС, так как ее интересует конкретная прибыльность проекта по разделению "Нафтогаза" на подразделения по добыче, транспортировке, распределению и переработке, - сказал "Обозревателю" Рябцев. - Россия же сделала предложения относительно увеличения транзита газа в случае двухстороннего консорциума".

По словам эксперта, нет ничего ужасного в том, что ГТС будет приватизирована. "Ведь государство может сохранить контроль за "трубой", даже если не будет владеть контрольным пакетом акций в акционерной компании, занимающейся транспортировкой газа, - отметил Рябцев.- Все зависит от прописываемых инвестиционных обязательств и контроля государства за этими обязательствами, а, значит, контроля за деятельностью компаний".

Опасность приватизации украинской ГТС сильно преувеличена, продолжил аналитик. Что касается Энергетического Сообщества, которым пугают Украину в случае создания двухстороннего консорциума по владению ГТС (Украина и Россия), то каждая страна, входящая в это сообщество, преследует свои интересы. "Та же Германия, член ЭС, присоединяется к проекту "Газпрома" по "Северному потоку", так как ей это выгодно, хотя невыгодно ЭС, - говорит эксперт. - Не существует единой энергетической политики в Европейском Союзе, у каждой страны свои выгоды".

Что касается якобы рвения России владеть украинской трубой, то в этой связи Рябцев заявил, что Россия формирует профицит трубопроводных мощностей (вспомним "Северный" и "Южный" потоки) и направляет газопотоки в том или ином направлении - так, как ей выгодно с политической точки зрения.

"А Украина должна исходить из учета своих национальных интересов, и никакого однозначного решения здесь быть не должно", - заключил эксперт.

Что касается аренды украинской ГТС, то один из анонимных экспертов отметил, что ни Россия, ни Европа не захотят брать в аренду "дырявое корыто".

"За что платить, в случае аренды трубы, которую еще нужно привести в нормальное рабочее состояние? - отметил эксперт. - Как бы не случилось, как в той сказке, когда старуха заигралась со своими желаниями "золотой рыбке" и осталась ни с чем".