Як Україні побороти корупцію: три кроки
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
В Украине поговорку "тише едешь – дальше будешь", видимо, воспринимают чересчур буквально. В сфере борьбы с коррупцией уж точно. В 2016 году Украина заняла 131-е место среди 176 стран в мировом рейтинге восприятия коррупции CPI. По соседству расположились Россия, Казахстан, Иран, Непал – не лучшие примеры для подражания, мягко говоря.
"Но ведь прогресс есть", – скажете вы. Да, есть. Сейчас украинский индекс CPI составляет 29 баллов (из 100 возможных), что на два балла больше, чем в 2015 году, и на три – чем в 2014-м. Но после того, как борьбу с коррупцией назвали одним из приоритетов государственной политики, после распиаренного запуска антикоррупционных органов и ввиду активного содействия западных партнеров от Украины ожидали большего. По крайней мере того, что Киев преодолеет 30-балльный барьер.
Исследование показывает, что главные проблемы все еще не решены: злоупотребления в судебной системе, слабость институтов, зарегулированность экономики и чрезмерная олигархизация.
Тем временем "неспешное" продвижение антикоррупционных реформ не остается незамеченным Западом. Международная обстановка для Киева и так существенно осложняется. Антикоррупционный прорыв мог бы стать хорошим аргументом в переговорах о финансовой поддержке, дальнейшей евроинтеграции и не только.
Борьба с коррупцией должна была стать историей успеха Украины, но пока это история разочарований. "Обозреватель" попросил лидеров мнений назвать три главных шага, которые Украине необходимо сделать для преодоления коррупции.
Инвестиционный банкир, специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital Сергей Фурса
Три главных шага: судебная реформа, судебная реформа и судебная реформа. Прежде всего – создание антикоррупционных судов.
Если серьезно, то это судебная реформа, приватизация и продолжение реформы корпоративного управления в государственных компаниях. Потому что основная доля коррупции приходится на госкомпании.
Читайте: МВФ потребовал от Украины посадить высокопоставленных коррупционеров
Приватизация госкомпаний решает много проблем. Частный собственник ликвидирует коррупцию. Другой вариант – корректное управление. Нужны независимые наблюдательные советы, которые контролируют менеджмент и не дают ему воровать.
Заместитель министра по делам временно оккупированных территорий Георгий Тука
Главная проблема в том, что наше общество готово мириться с коррупцией. Украинцы воспринимают коррупцию как вполне обыденное явление. Это трагедия. Как это изменить? Честно говоря, не знаю. Так и хочется сказать: "Бачили очі, що купували – тепер їжте, хоч повилазьте". Все начинается с того, что мы наблюдали, например, в Чернигове. В агитационных палатках раздавали гречку, картошку… Пока люди готовы продавать собственное будущее, будущее своих детей за 30 серебреников, уровень коррупции не снизится.
Читайте: Ситуация с коррупцией в УЗ не улучшается — Омелян
Любые реформы внедряются сверху вниз. Если общество предоставляет властные полномочия не лучшим своим представителям, то надеяться на радикальные положительные действия руководства страны – это ожидание чуда. Хотя иногда и чудеса случаются.
Менеджер Антикоррупционной группы "Реанимационного пакета реформ" Александр Леменов
Во-первых, необходимо выстроить новую независимую правоохранительную систему в сфере антикоррупции. Сюда я бы отнес и предоставление Национальному антикоррупционному бюро права на прослушку, и избрание действительно независимого руководителя Государственного бюро расследований, и переформатирование Национального агентства по вопросам противодействия коррупции, потому что сейчас НАПК не выполняет свои функции надлежащим образом.
Читайте: Главные коррупционные госзакупки 2016 года – схемы Онищенко и тендер Широкова в "Южном"
Во-вторых, внедрение независимых антикоррупционных судебных институций. Если вкратце – создание антикоррупционного суда. Но там должна быть целая система, несколько инстанций. Концепция еще в процессе разработки.
В-третьих, это политическая воля высшего государственного руководства бороться с коррупцией. Это база для первого и второго шагов. Без политической воли не будет ничего.
Как сообщал "Обозреватель", Кабмин назначил на ключевое госпредприятие известного коррупционера.