Україні підвищили рейтинги: трамплін або пастка
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
Одна из международных рейтинговых компаний "большой тройки" Standard & Poor’s повысила долгосрочный/краткосрочный кредитные рейтинги Украины в иностранной и национальной валютах сразу до "B-/В" c выборочного дефолта "SD/D" и с "CCC+/C" соответственно со стабильными прогнозами/
Кредитный статус Украины был пересмотрен после завершения переговоров о реструктуризации внешнего долга. Договоренности коснулись $15 млрд: Украине "списали" 20% долгов.
Условия реструктуризации предусматривают выпуск новых ценных бумаг, причем выплаты по ним будут привязаны к росту ВВП. По мнению экспертов, это приведет к "продаже" экономического развития страны: Украине будет более выгодно не наращивать ВВП, а стоять на одном месте.
Однако аналитики S&P прогнозируют рост экономики Украины в следующем году на 2%, в 2017 году — на 3,5% и в 2018 году — на 4%.
"Обозреватель" выяснил, чего ждать от повышения рейтинга и так ли это на самом деле хорошо, как кажется
Кредитный рейтинг государства и с чем его едят, или Гадания на кофейной гуще
Повышение кредитного рейтинга Украины подняло волну заявлений о начале стабилизации экономической ситуации и повышению инвестиционной привлекательности страны.
По мнению Министерства финансов, это является первым шагом по возвращению Украины на международные рынки капиталов и облегчения предоставления финансирования со стороны международных финансовых институтов и экспортно-кредитных агентств. Вместе с тем, такая оценка Standard & Poor’s упростит предоставление международного финансирования украинским компаниям и банкам.
Формально же кредитные рейтинги государств представляют собой не более чем градацию эмитентов (государств) по вероятности неисполнения своих обязательств на определенном отрезке времени в иностранной или национальной валюте. Рейтинги оценивают исключительно способность к выплате долга, а не возможности для роста экономики страны или ее инвестиционного потенциала. Инвесторы оценивают в первую очередь экономическую ситуацию в стране, а не переоцененные кредитные рейтинги международных агентств. При наличии определенных субъективных факторов они могут изменится в резко противоположную сторону.
Читайте: Аналитики Fitch уверены в падении ВВП Украины всего на 10%
Есть несколько красноречивых примеров из недавнего прошлого.
Так, например, в конце декабря 2012 года премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Standard & Poor’s незаслуженно повысило рейтинг Греции с SD (выборочный дефолт) до В-, то есть сразу на 6 ступеней, обвинив агентства в "полностью политизированной" деятельности.
Разговоры о том, что мировые рейтинговые агентства не столько отражают состояние экономики, сколько сами влияют на международные финансовые рынки, возникают каждый раз, как выходят новые чарты. Россия, кстати, очень любит обвинять "большую тройку" в предвзятости. Москве так не нравятся оценки "тройки", что взялась за создание собственного агентства. Не исключено, что оно так же будет устанавливать необходимые страновые и корпоративные рейтинги, как это делает ВЦИОМ с рейтингом Путина.
Читайте: Fitch Ratings: Россия на последней ступени инвестиционного уровня
Большому кораблю — большое плавание, или Немного о последствиях
На сегодня фактические показатели экономического развития Украины оставляют желать лучшего. Одновременно с повышением кредитного рейтинга, S&P ухудшило прогноз падения экономики Украины в текущем году до 15% с ранее прогнозируемых 7,5%.
При этом, по мнению аналитиков агентства, сам "кредитный рейтинг Украины остается спекулятивным и быстрого снижения доходности украинских евробондов и тем более открытия внешних рынков для украинских заемщиков не произойдет".
То есть снижение расходов на обслуживание евробондов в целом ожидать не стоит, внешний рынок для Украины — закрыт, а стабильность экономики нам только сниться.
Читайте: Украина и Россия провалили переговоры о реструктуризации долга
Невозврат Украины на внешний рынок капитала, повысит ей стоимость заимствований (то есть увеличит процентные ставки по внешним кредитам) и в целом усилит зависимость страны от финансирования официальных кредиторов — МВФ, Всемирного банка, ЕБРР и других.
Вместе с тем, реструктуризация приведет к стремительному росту обязательств перед держателями таких облигаций.
Исходя из того, что в среднем прирост ВВП в последние 20 лет составляет 3,8%, то достигнет $450 млрд в 2035 году. А в таком случае сумма выплат кредиторам в несколько раз превышает сумму прощенного долга. "В зависимости от темпов роста сумма растет очень критическими темпами. Я не хочу озвучивать цифры. Единственное могу вам сказать, что в некоторых вариантах годовая сумма выплат превышает сумму списания", — заявил Виктор Пинзеник.
Читайте: У Яресько объяснили, чем обернется для Украины повышение S&P рейтингов
При этом бюджет страны остается дефицитным. То есть вот уже много лет Украина не погашает прежние долги, а занимается их рефинансированием — берет новые кредиты, чтобы погасить старые. И вырваться из этого порочного круга раз и навсегда можно только в том случае, если бюджет перестанет быть дефицитным, то есть доходы превысят расходы. А это практически невозможно.
Кроме того, на информацию о повышении кредитного рейтинга Украины гривня резко отреагировала понижением. Хотя в подобной ситуации курс должен бы был измениться в проивоположном направлении.
Читайте: В НБУ прокомментировали обвал гривни: такое уже было
Кредитный рейтинг страны повышен и последствия уже близко. Вероятность — экономический рост vs дефолт равны. Прогнозировать что-либо со стопроцентной уверенностью невозможно, так как многие процессы в Украине идут вразрез с классическими экономическими процессами и бизнес-традициями. Остается только ждать и верить, что самые оптимистичные прогнозы сбудутся.
Как ранее сообщал "Обозреватель", названы самые прибыльные виды нелегального бизнеса, объем которого оценивается в 47% ВВП Украины.