Нафтогазові форпости: навіщо Росії хаос на Близькому Сході
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
Вовлеченность России в ближневосточные конфликты не ограничивается одной лишь Сирией. Свою роль, хотя и более опосредованную, Москва играет в войне в Йемене.
Отчасти вмешательство Кремля в распри стран нефтегазового региона связано с ценами на энергоносители. Впрочем, первоочередные цели – не экономические, а геополитические.
Борьба за сферы влияния
Вмешиваясь в конфликты на Ближнем Востоке, Россия в первую очередь ведет борьбу за статус сверхдержавы. Во многом поэтому она стремится удержать в руках своего ставленника Башара Асада бразды правления в Сирии, сохранив таким образом влияние на одну из ключевых стран региона.
Россия не оставляет желания возобновить на уровне советских времен и свои позиции в Йемене. В частности, в свое время Советский Союз обладал большим влиянием в Южном Йемене.
Последствия обстрела в Йемене
"У Советского Союза была определенная история отношения с Южным Йеменом. И у России по-прежнему есть там неплохая агентурная сеть. То есть, работать есть с чем", – отметил в беседе с нами директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.
Читайте: Авиаудар по Йемену, убивший более 200 человек, оказался ошибкой – Саудовская Аравия
Правда, в отличие от Сирии, Россия не вмешивается в конфликт в Йемене напрямую. И, если ситуация существенно не изменится, то и не вмешается. Причин тому несколько. Во-первых, на это едва ли хватит ресурсов, учитывая ведение войны в Сирии и в Украине. Во-вторых, это, вероятно, приведет к столкновению с Саудовской Аравией, что не соответствует интересам Кремля. Другое дело – дестабилизация саудитов посредством поддержки Ирана – исторического оппонента Эр-Рияда в Йемене и в регионе в целом.
Совсем недавно Россия поставила в Иран зенитные ракетные системы противовоздушной обороны С-300. Да и вообще военное сотрудничество между странами в последние месяцы заметно активизировалось, что не может не раздражать Саудовскую Аравию. Местные СМИ то и дело пишут, что усиливая поддержку Ирана в Йемене, Москва пытается добиться уступок по Сирии от Эр-Рияда – крупнейшего союзника США в регионе. Таким образом, как ни крути, выходим на борьбу за сферы влияния в рамках оси Москва-Вашингтон.
Баланс спроса и предложения
Другой аспект войн на Ближнем Востоке, важный для России, – рычаги влияния на цены на энергоносители. Например, ухудшение ситуации в Йемене в теории может спровоцировать рост цен на нефть. Сам Йемен производит всего 0,2% мировой нефти, но играет важную роль в ее транспортировке.
Фото BBC
Через Ормузский и Баб-эль-Мандебский проливы танкеры с нефтью, добытой в странах Персидского залива, доставляются через Суэцкий канал в Европу. А через стратегический Баб-эль-Мандебский пролив, разделяющий Африку и юг Аравийского полуострова, ежедневно перевозят до 3,8 миллиона баррелей нефти. Обходной путь в случае закрытия пролива лежит вокруг южной оконечности Африки.
Читайте: США ликвидировали одного из главарей "Аль-Каиды" в Йемене – Reuters
То есть, распространение боевых действий может помешать судоходству. Это приведет к нарушению баланса на мировом нефтяном рынке: спрос останется тем же, а предложение резко сократится.
В то же время нельзя забывать о том, что сейчас на рынке наблюдается устойчивый избыток предложения. А еще большая вовлеченность Саудовской Аравии в конфликты в Йемене и в Сирии будет означать для ее правительства значительное увеличение расходов. В таких условиях Эр-Рияд вряд ли пойдет на сокращение добычи, несмотря на соответствующее соглашение ОПЕК – первое за 8 лет. Дело в том, что около 70% поступлений в казну королевства – доходы от экспорта нефти. Поэтому в данном контексте эффективность тактики России под вопросом.
Борьба за монополию
То же нельзя сказать о сирийском направлении. Саму по себе страну также не назовешь крупным экспортером, однако Сирия занимает стратегическое местоположение на Ближнем Востоке и южном Средиземноморье. Именно здесь тысячелетиями пересекаются крупнейшие транзитные коридоры.
Читайте: "Не время увиливать": США обвинили Россию в военных преступлениях в Сирии
До сирийского конфликта всерьез обсуждались планы стратегического межарабского энергетического сотрудничества при участии Турции и Евросоюза. Транзит нефти и газа по трубопроводам через Сирию на побережье Средиземного моря мог бы подорвать российскую монополию в Европе.
В частности, для Кремля крайне важно иметь лояльную власть в Дамаске, дабы контролировать ситуацию со строительством газопровода из Катара в Турцию, а дальше – в ЕС. Подтвержденные запасы природного газа в Катаре – 25 трлн кубических метров. Он уже сегодня является одним из крупнейших поставщиков природного газа в Европу.
Кстати, у катарского газа есть существенное преимущество перед российским – низкая себестоимость. Это позволит Катару так снизить цены на газ в Европе, что Москве тягаться с ним будет очень трудно. По сути, Сирия – это один из немногих форпостов России, сдерживающий формирование более дешевых путей доставки топлива в Европу.
Как сообщал "Обозреватель", сирийско-российские силы возобновили бомбардировки Алеппо.