Нафта на паузу: що задумала Росія і чому "багатоходівочка" не спрацює
Віртуальний меморіал загиблих борців за українську незалежність: вшануйте Героїв хвилиною вашої уваги!
Рынок нефти затаил дыхание перед встречей Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК): на ней должен решится вопрос ограничения добычи. На кону – считайте, бюджет мнящего себя империей агрессора.
Сейчас на нефтяном рынке наблюдается внушительный переизбыток предложения – около 1 млн баррелей в сутки. Это одна из причин низких цен на нефть. Страны-экспортеры теряют из-за этого огромные деньги. Ряд из них, в частности Россия, фактически живет за счет резервов.
Сможет ли ОПЕК договориться о заморозке добычи, как отреагируют цены на нефть и что будет делать Москва – разбирался "Обозреватель".
Игра на понижение
Вопрос заморозки добычи стоит на повестке дня уже не первый месяц – договоренность не раз срывалась. Если члены ОПЕК все же смогут прийти к компромиссу, следует ожидать некоторого повышения цен или как минимум их стабилизации. Впрочем, едва ли цены подскочат резко.
"Резкие скачки (на 20-30% и выше) не могут произойти без кардинальных катаклизмов. В принципе есть еще один фактор – разогрев рынка спекулянтами. Пока эти движения не наблюдаются. То есть если ОПЕК договорится, произойдет либо временная заморозка цены, либо небольшой подъем. Думаю, не более 10%", – отметил в беседе с нами председатель правления альянса "Новая энергия Украины" Валерий Боровик.
Читайте: Масштабные работы: Украина замахнулась на новые залежи нефти и газа в Черном море
К тому же эффект в любом случае будет временным. Даже если ОПЕК придет к соглашению и более того – страны-экспортеры будут ему следовать, это не продлится долго. Слишком многие игроки не заинтересованы в договоренности, точнее в справедливой договоренности. Все нефтедобывающие страны хотят, чтобы их конкуренты ограничили добычу и таким образом повысили цены.
Но вот самим принимать ограничения экспортерам не по душе. Например, Иран, который совсем недавно избавился от санкций, сейчас производит более 4 млн баррелей в день. И ему бы очень хотелось сохранить добычу на этом уровне, ведь Тегерану отчаянно нужны средства на модернизацию инфраструктуры и промышленности, которые находятся в плачевном состоянии. В свою очередь Ирак фактически находится в состоянии войны с ИГИЛ: стране нужны немалые деньги для укрепления военно-промышленного комплекса.
Да и стратегически все равно просматривается тенденция к понижению цены на нефть. Один из решающих факторов – сланцевая революция. Кстати, приход к власти в США Дональда Трампа может активизировать процесс обесценивания нефти, по крайней мере, если он будет следовать своей предвыборной программе. Республиканец обещал снять ряд запретов на добычу. Американские запасы очень велики и в значительной мере разведка месторождений сдерживалась указами правительства. Если Трамп "откроет шлюзы", на рынок вырвутся миллионы баррелей дешевой нефти.
Манипуляции России
Москва во всей этой истории, как, собственно, и Вашингтон, стоит особняком. Россия не является членом ОПЕК, лишь наблюдателем. Однако ее действия во многом определяют тактику организации. Отчасти из-за опасений, что Россия увеличит свою долю на рынке, ОПЕК ранее отказывалась снизить объемы добычи.
Читайте: Трамп и нефть: энергоэксперт объяснил, к чему готовиться России
На днях президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия готова пойти на заморозку. Несомненно, Москва очень хотела бы, чтобы члены ОПЕК пришли к соглашению. Но вот готовность самой России ограничить добычу под сомнением: заявление Путина может быть лишь игрой на рынок в преддверии встречи экспортеров, попыткой стимулировать достижение договоренности и продемонстрировать некую "солидарность" со странами-экспортерами.
"Это игра. И профессионалы это понимают. Основной доход России приносит нефтегазовый рынок. Заморозка добычи нужна ей, чтобы поднять цены. Но в то же время Россия не сможет протянуть достаточно долго в таких условиях. Жировой прослойки бюджета попросту не хватит. Это не Саудовская Аравия", – подчеркнул Валерий Боровик.
Градус недоверия
Шансы на достижение договоренности не очень высоки. В ОПЕК слишком высок градус взаимного недоверия. Одни страны (Нигерия, Ливия, Ирак, Иран и так далее) будут пытаться выторговать себе особые условия. Другие (в частности, Саудовская Аравия, Венесуэла – выступают за то, чтобы добычу ограничили все члены организации. Тем временем такие страны, не входящие в ОПЕК, как Канада, Бразилия, Казахстан и Россия продолжают наращивать добычу.
Читайте: Себе дороже: энергоэксперт объяснил заигрывания Путина на рынке нефти
Впрочем, даже если ОПЕК договорится и к соглашению присоединится Россия, высока вероятность того, что квоты так и не заработают. Декларативные договоренности, которым изначально никто не собирается следовать, – нормальная практика для ОПЕК.
"Я оцениваю шансы на договоренность как низкие. Но даже если чудо произойдет, игроки рынка вряд ли будут следовать договоренности. Это в большей степени касается даже не крупных игроков, например, Саудовской Аравии и Ирана, а представителей меньшего калибра, у которых нет такой экономической подушки безопасности. Я имею в виду, в частности, Венесуэлу и Эквадор", – прокомментировал "Обозревателю" энергоэксперт, президент Центра глобалистики "Стратегія ХХІ" Михаил Гончар.
Читайте: Ради высоких цен: энергоэксперт спрогнозировал действия России по нефти
Такого же мнения придерживается и партнер консалтинговой компании Rusenergy Михаил Крутихин: "Договориться смогут только на словах – в лучшем для них случае. Могут даже декларацию выпустить с конкретными квотами. Но на практике никто соблюдать квоты не собирается. С марта этого года словесными "интервенциями" производители нефти смогли поддерживать повышенные цены на нефтяные фьючерсы на бумажном рынке. Реальная торговля идет по более низким ставкам. Понимание никчемности договоренностей ОПЕК приведет к падению цен и на бумажном нефтяном рынке".
То есть в ближайшее время повышения цен на нефть ожидать не стоит: маловероятно, что они превысят 50 долларов за баррель. Страны-экспортеры продолжат растрачивать резервы и вести вялотекущую борьбу за рынки сбыта.
Как сообщал "Обозреватель", в США найдено гигантское месторождение нефти.