УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Якщо Трамп почне виконувати свою програму, це буде важко для Москви - російський економіст

Владислав Иноземцев

Владислав Иноземцев является директором Центра исследований постиндустриального общества, профессором Высшей школы экономики в Москве и политическим деятелем. Во второй части интервью "Обозревателю" он оценил перспективы заморозки Россией добычи нефти и экономическую программу следующего президента США Дональда Трампа.

Первая часть интервью была посвящена санкциям и кризису в России.

- Думаете, Россия таки заморозит добычу нефти?

- Россия может на это пойти. Собственно, в Москве к этому и готовятся. Весь последний год добыча растет из последних сил, я бы сказал. Речь не идет о существенном улучшении технологии. Но за счет определенных инвестиций, сделанных еще в 2012-2014 годах (тогда цены были еще высокие), вводятся в эксплуатацию новые месторождения и увеличивается добыча на старых.

Читайте: Вслед за ОПЕК: не члены картеля приняли важное решение по нефти

То есть сейчас добыча нефти в стране находится на историческом максимуме. Но Россия вряд ли сможет существенно увеличивать добычу в ближайшее время, поэтому заморозить ее – очень удобно для Москвы. Россия сможет сказать: мы не увеличиваем добычу не потому что не можем, а потому что так договорились. Это хорошая политическая альтернатива.

- А США выгодна заморозка добычи?

- Американцы будут просто ждать. Если ввиду договоренности ОПЕК цены пойдут вверх, американцы сделают все для того, чтобы быстро нарастить добычу. Если после инаугурации Трамп начнет проводить обещанную политику, что ж, это будет тяжело для России и многих других стран. Американские запасы очень велики, и в значительной мере разведка месторождений сдерживалась указами правительства.

Читайте: У ОПЕК появились союзники: нефть отреагировала ростом

Дело в том, что экологи требовали закрыть новые бурения на федеральных землях, а они составляют 55% среди потенциальных нефтеносных районов. Если соответствующий указ будет отменен, начнется разработка новых полей.

К тому же, американцы мягко сопротивлялись прямым поставкам из Канады. Они как бы закупали канадскую нефть, но с опаской и ограничениями. Канадцы начали строить нефтепровод Keystone XL, они должны были довести его до города Кушинг (штат Оклахома). Американцы не позволили. Барак Обама дважды ветировал решение Конгресса. Трамп же пообещал снять вето. Это сигнал о том, что американцы готовы покупать нефть у Канады (и покупать дешевле), а также разрабатывать сами все, что угодно.

Мне кажется, что США – довольно замкнутый рынок, потому что нефти они больше всего получают из Канады, газом они сами себя обеспечивают. Даже могут экспортировать. Поэтому на решение ОПЕК американцы не будут никак реагировать.

- Как вы в целом оцениваете экономическую программу Трампа?

- Неплохо. Я приветствую понижение налогов, планы в энергетической сфере. Он хочет отменить большое количество законов и норм, которые ограничивают американскую экономику. У США есть возможность очень дешево добывать нефть и газ в огромных количествах. Но добыча тормозилась из-за экологических ограничений. Если Трамп отменит их, если он создаст систему стимулов для возвращения американских предприятий из того же Китая, это будет прекрасно для экономики страны.

Читайте: Российский политолог: Кремль не знает, что делать из-за победы Трампа

Планы Дональда Трампа во многом пересекаются с программой Рональда Рейгана. Но есть проблема. Когда Рейган пришел к власти, промышленность, строительство составляли почти 30% ВВП. Сейчас, дай Бог, 13%. Американская экономика стала совершенно сервисной.

Американскую экономику долго спасала возможность не повышать зарплату рабочим, чей уровень жизни рос за счет удешевления импорта. Люди меньше тратят на товары длительного пользования, и у них освобождается некое количество денег для того, чтобы ездить на такси, ходить в рестораны и так далее. Не знаю, насколько эта система жизнеспособна в будущем, но последние 15 лет она работала. И как только в США решат возвращать производства из-за границы, возникнет проблема – эти товары будут дороже. То есть последует либо ограничение спроса, либо снижение цен, либо снижение объемов производства. При Рейгане Америка была более замкнутой. Импорт составлял 6,5%, сейчас – почти 17%. Поэтому рейгановские рецепты могут не сработать в этот раз.

Читайте: Трамп и нефть: энергоэксперт объяснил, к чему готовиться России

К тому же при Рейгане экономическая стратегия во многом сводилась к снижению налогов и уменьшению давления на бизнес. Сейчас давление на бизнес намного ниже (тот же подоходный налог по максимальной ставке составляет 35%, а не 70%, как в 1980 году), куда уменьшать его дальше, мне, например, не очень ясно. Программа снижения налогов при Рейгане была принята на ура, потому что налоги были безумными. Программа снижения процентной ставки при Рейгане была принята на ура, потому что она была сверхвысокой. Поэтому возникает вопрос: насколько абстрактно хорошая экономическая программа Трампа будет воспринята сейчас?

- Плюс, я так понимаю, возвращение производств в США ухудшит отношения как минимум с Китаем?

- Да какие у них отношения с Китаем? Они не воюют, не дружат, не состоят в коалиции. Китай будет чаще вспоминать Америку нехорошим словом? Наверное. И что? Думаю, это не важно. Американцы много раз пытались воздействовать на Китай, чтобы он повысил курс юаня. Пекин пропускал все мимо ушей. Поэтому даже если будут приняты меры, которые нанесут удар по Китаю, Пекину придется смириться. Не это принципиально, а то, как отреагирует экономика Штатов.

Как сообщал "Обозреватель", Трамп готовит новые санкции для Ирана.