УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Заробити на грипові: як фармакологи "наварюють" мільйони на ліках і страхові

Заробити на грипові: як фармакологи 'наварюють' мільйони на ліках і страхові

В отечественных аптеках – бум продаж. Возле прилавков, где из-за постоянных повышений цен на лекарства клиентов в последнее время существенно поубавилось, снова появились очереди. И вместо фактора стоимости на первое место вышел вопрос: хватит на всех нужных таблеток?!

Відео дня

Эксперты посчитали: рост продаж только по противогриппозным и противопростудным препаратам за один лишь январь в масштабах страны составит почти полмиллиарда гривен.

На этом фоне уже не так фантастически выглядит прогноз очередного повышения цен на лекарства по итогам 2016 года, - как минимум на 20%. Представители торговых сетей при этом пытаются быть остроумными и заявляют: "Если бы в мире не существовало эпидемий, их следовало бы придумать!".

Читайте: Об эпидемии гриппа: люди, не будьте идиотами!

460 млн грн – на страхе заболеть

Отечественные фармацевты слова аналитиков рынка подтверждают. Представитель одной из столичных аптечных сетей на условиях анонимности рассказывает: после 11 января продажа противовирусных препаратов у них резко возросла, в среднем в три раза. А на некоторые, наиболее раскрученные торговые марки, – и того больше.

Прибыль пока еще не считали – жаркие дни продолжаются – но констатируют, что в этом году тех заработков, которые были при эпидемии свиного гриппа в 2009 году, увы, не будет. Причина – государство установило предельные торговые наценки на лекарственные препараты. "В 2009-м, когда началась паника, наценку на амизон, амиксин, оксолиновую мазь, другую противовируску у нас подняли в 3-4 раза! Даже защитные повязки стали продавать в несколько раз дороже, чем брали на складе. Правда, потом едва ли не всю "внеплановую" выручку отдали проверяющим", – рассказывает источник.

Сегодня правила игры жестче, но паника среди людей, их неуемное желание защитить себя, поглощая в огромных количествах химическую продукцию, позволяет неплохо заработать и фармкомпаниям, и дистрибьюции. "В январе 2016 года средний объем продаж фармпрепаратов может достичь объема 721,2 млн грн, что на 50% больше по сравнению с декабрем 2015 года. Подобная динамика может продолжиться еще до начала февраля. И пока это хороший повод для аптечных сетей получить прибыль", – рассказала "Обозревателю" ведущий аналитик компании "Pro-Consulting" Валерия Федорчук.

По ее словам, суммарный объем продаж противогриппозных и противопростудных препаратов за четыре недели "эпидемии" может быть на 120 процентов больше, нежели в среднестатистическом месяце – и достигнуть 841,4 млн гривен. "Таким образом, слухи об эпидемии и паника дадут возможность аптечным сетям повысить продажи почти на 460 млн гривен", – говорит Федорчук.

Читайте: Что общего между гриппом, нефтью и курсом гривни

Шантаж ценой

Увеличение продаж крайне полезно фармдистрибьюторам в качестве составляющей завтрашних побед: в ситуации, когда по итогам 2016 года лекарства опять должны подорожать, преодоление некого психологического барьера должно приучить клиентов к новой, более высокой цене. Увеличение цен на лекарства, по словам лоббистов рынка, должно составить в среднем 20%. Причина – возможное увеличение НДС.

"Минфин действительно планирует повышать НДС на лекарства. Сначала было 0%, сейчас – 7%, планируется увеличить и эту цифру, – комментирует экономист Центра экономической стратегии Марта Кузьмин. – Если оперировать более широкими критериями, то власть права: сегодня в стране надо увеличивать социальные расходы, повышать финансирование образования т.д. А делать это, одновременно удерживая низкие налоги для бизнеса – невозможно в принципе. С макроэкономической точки зрения – это правильный шаг". Еще один нюанс: если предлагается одна ставка НДС, то налоги легче администрировать. Следовательно, получаем плюс в пользу наполнения бюджета.

Как утверждает эксперт, повышение НДС – если оно будет – не должно быть автоматически отражено в цене лекарств. "Прибыль украинских дистрибьюторов сегодня выше, чем их европейских коллег. Поэтому можно считать, что они смогут уменьшить свою рентабельность", – говорит Кузьмин.

При этом аналитик обращает внимание на очень интересный нюанс. "Те фармакологические компании, которые громко выступают против повышения налогов, не сильно приветствуют инициативы по дерегуляции рынка! А это значит только одно: они не готовы к конкуренции. Коррупционная составляющая в фармбизнесе очень существенная, при этом действует она в очень разных сферах: от регистрации новых торговых марок до работы при фиксированной наценке", - отмечает она.

При регулируемой торговой наценке, аптекам, по словам эксперта вообще крайне невыгодно работать с дешевыми препаратами. "Наценка на более дорогое лекарство и на его дешевый аналог – одинаковая, – говорит Кузьмин. – Поэтому получается, что при одних и тех же объемах продаж в первом случае заработок аптечных сетей выше". Но, конечно же, только в том случае, если клиент вообще будет что-то покупать.

Если резкое подорожание лекарств снижает готовность среднего украинца покупать микстуры и таблетки, по крайней мере, без крайней надобности, – то ажиотаж и разговоры об эпидемии включают в его действиях совсем другой механизм – и побуждают немедленно становиться в очередь в аптеку. И играть по правилам, которые установили для него собственники сетей.

Читайте: В ГФС озвучили правила работы с плательщиками НДС

Покупай отечественное! За доллары…

Впрочем, винить провизоров в высоких ценах на лекарства было бы не совсем честно: продают ведь лекарства за гривни, а покупают – за валюту. Которая, как известно, в нашей стране постоянно дорожает.

"В Украине особенно резкий скачок цен на медицинские препараты произошел одновременно с ростом курса валют: большая часть лекарств поставляется из-за границы. На сегодняшний день на рынке представлен небольшой ассортимент отечественных лекарств, несмотря на мощное производство", – констатирует Валерия Федорчук.

По словам экспертов, 50-70% всех лекарств на рынке – импорт. "Отечественные же препараты можно назвать такими только весьма условно: до 70% сырья, используемого в них, – покупают за границей", – добавляет Марта Кузьмин. Естественно, за доллары. Причем, против украинского пациента играет не только дорогой доллар, заставляющий фармкомпании повышать цены, – но и нестабильность в стране, а также пессимистические настроения самих граждан относительно стабильности национальной валюты. Которые тоже снижают курс гривни – и очень действенно.

"Устанавливая цену на лекарства в гривне, дистрибьютор умножает ее не на сегодняшний курс, а на завтрашний – чтобы не прогореть", – объясняет эксперт Центра экономической стратегии. Добавляют головной боли импортерам и сложности с покупкой валюты: приобрести в Украине доллары сегодня не просто, да и сделать это можно явно уж не по курсу Национального банка.

Читайте: Доллар в Украине резко подорожал

Аптечный туризм: лечитесь "за бугром"!

Тот факт, что лекарства в Украине объективно дорогие, могут подтвердить, например, жители западных регионов страны. Которые, если имеют такую возможность, покупают таблетки исключительно в аптеках близлежащих Польши, Словакии, Венгрии. Причина – цена на оригинальные препараты в ЕС может быть в несколько раз ниже, чем в Украине.

"Врач, выписывая рецепт, обязательно предупредит: если есть виза, езжайте за лекарством в Польшу. У нас так все делают: кто ездит за границу, берут с собой рецепты соседей, – рассказывает жительница небольшого райцентра на Волыни Светлана Г. – Недавно покупали "Плавикс" – средство для разжижения крови. Посмотрели ценник у нас – почти 1000 грн за большую упаковку. В Польше же удалось приобрести точно такую же – в перерасчете на наши деньги – за 200 грн".

И подобных примеров – не счесть. Как говорят эксперты, практически все оригинальные лекарства там стоят гораздо дешевле. "Но мы выяснили, что такая ситуация не только в странах ЕС, но и, например, в Грузии. По сравнению с Украиной, в этой стране импортные таблетки дешевле в разы", – говорит Марта Кузьмин.

Но самое поразительное даже не это. "В Грузии можно купить в 2-3 раза дешевле, чем в нашей стране, лекарства, произведенные … в Украине. Например, "Бицилин 3", "Канамицин" стоят соответственно 30-60% от их цены в Украине, – говорит эксперт. – А "фирменные" "Норвакс" и "Волтарен" стоят в среднем, 25% от прайса в нашей стране". А это уже очень четкий звоночек, что в отечественной фармацевтической отрасли происходит что-то не то. И цены действительно являются завышенными. В отличие от Грузии, которая вопреки всем мрачным прогнозам, в свое время таки пошла на либерализацию своего фармрынка.

Читайте: Грузия лишит гражданства всех грузин в украинской власти – посол

Убить дракона! То есть, убрать разрешения и контролеров

По мнению экспертов, кажущееся обилие фармацевтических фирм и компаний в нашей стране отнюдь не является признаком действенной конкуренции. Рынок зарегулирован, что, с одной стороны, не позволяет игрокам чрезмерно "креативить", как это было при эпидемии в 2009 году, но, с другой стороны, порождает коррупцию и даже сговоры на тех или иных сегментах рынка.

Двигаться дальше путем запретов и ограничений, как утверждают аналитики, бесперспективно. И даже вредно. "В этом случае из Украины вообще уйдут ведущие мировые производители: в итоге уменьшатся и конкуренция, и ассортимент, – говорит Марта Кузьмин. – А это опасно уже хотя бы потому, что из 1264 молекул, содержащихся в Британском национальном формуляре лекарственных препаратов – стандарта для фармакологии, 32% в Украине отсутствуют вообще. У нас насчитывается менее 10 тыс. готовых лекарственных препаратов, что на 60% меньше, чем, например, во Франции".

Такая ситуация: следствие неуемного желания властей сделать всем, в том числе, и себе – хорошо. То есть, диктовать верхнюю планку цен, завышать регуляторные требования, усложнить получение разрешительных документов, позволить большому количеству госструктур контролировать рынок. В итоге вместо всеобщего блага страна получила высокий уровень коррупции и в этом секторе тоже – который, конечно же, радикально повысил цены.

"В нашей ситуации стоит, наоборот, провести дерегуляцию, признав действие в Украине сертификатов, выданных в развитых странах – США, Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, Канаде, Австралии и других, – объясняет Марта Кузьмин. – Также – упростить лицензирование производства". На подобный шаг – признать иностранные лицензии – отважилась в 2009 году Грузия. "В итоге получила 25% падения розничных цен, увеличения количества игроков на рынке на 30% и увеличение ассортимента в два раза, – говорит эксперт. – В то же время упрощение лицензирования позволит открыть в Украине производство некоторых оригинальных препаратов. А подобная возможность тоже будет играть в пользу снижения цены".

Подобные системные шаги, как уверяют эксперты, будут гораздо более эффективными для фармацевтического рынка Украины, чем периодические просьбы властей к собственникам сетей снизить цены для народа. Как, например, те, что мы слышим сейчас – в разгар весьма прибыльной эпидемии гриппа. Ведь в первом случае мы получаем действенные экономические рычаги, а во втором – хоть и пафосный, электорально правильный, но все-таки популизм.