УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Яценюк внедряет налоговые реформы по рецептам Клименко

Яценюк внедряет налоговые реформы по рецептам Клименко

Премьер-министр Украины Арсений Яценюк отвел целый месяц на обсуждение проекта налоговой реформы с общественностью и проведение консультаций. Деталей правительственной концепции пока не публикуют, обнародованные документы содержат только общие положения.

Заявления самого премьера также пока малоинформативны. Известные нам подробности одной из самых животрепещущих тем в кулуарах свидетельствуют: главной темой "консультаций" будет не экономическая, а имиджевая – как без потери лица объяснить обществу, почему новая власть обратилась к проектам своих предшественников.

Новый глава Госфиска (Миндоходов) Игорь Билоус пока отметился только несколькими нашумевшими и, мягко говоря, неоднозначными инициативами. Налог на депозиты в свое время едва не взорвал общество, но во время войны как-то незаметно был введен с 1 августа, и занятая событиями на Донбассе страна на это никак не отреагировала. Военный сбор с доходов физлиц был воспринят как антикризисное решение, хотя так и не снял с повестки дня главной претензии – отчего снабжением армии занимаются, главным образом, волонтеры и где, в конце концов, деньги, собранные СМС-ками на номер 565? Электронная система администрирования НДС, которая должна заработать со следующего года, пока существует только на бумаге и в голове самого Билоуса. У экспертов же и бизнеса она вызывает больше опасений, чем надежд на то, что в самом коррупционном налоге, наконец, будет наведен порядок. Как и в то, что налоговый компромисс, также предложенный главным фискалом, не обернется бичом для самого же бизнеса и собственно с компромиссом ничего общего иметь не будет.

Впрочем, указанные новшества имеют один принципиальный недостаток – они совершенно не подходят как базис для серьезной налоговой реформы. Поэтому эти шаги Госфиска можно смело вынести за скобки.

Что же тогда в сухом остатке? То же, что содержала Концепция налоговой реформы, разработанная еще в 2012-м и прошедшая "апгрейд" в январе-феврале 2014 года. Команда "младореформатора" Александра Клименко уже тогда вписала в свои планы все то, что сегодня озвучивает руководство Кабмина.

Самая важная часть этой реформы – снижение налоговой нагрузки на доходы граждан. То есть, изменение ставок и системы администрирования ЕСВ и НДФЛ.

Министерство доходов и сборов официально взяло на себя администрирование единого социального взноса с 1 октября 2013 года. Задолго до этого, еще весной, экс-министр Александр Клименко заявлял, что его ведомство перебирает на себя эти функции, в том числе, и с целью добиться снижения ставок, особенно той части взноса, которую платит работодатель.

Такой подход, полагал Клименко, позволит наконец-то достичь существенных успехов в ликвидации практики зарплат "в конвертах", с которой налоговики боролись с переменным успехом.

Эту идею притормозили на уровне правительства и АП, чтобы выработать компенсаторы прямых потерь государственной казны и социальных фондов. Глава Миндоходов уверял, что недостаток будет восполнен ожидаемым повышением зарплат и детенизацией доходов. "Старшие товарищи" сомневались. А потом всем стало не до того – Майдан, бои на Грушевского, бегство.

Новый Кабмин изменил эту идею только в том, что не пошел на резкое снижение ставок, предполагаемое в изначальном проекте – вместо крутого пике до 15% получилось снижение процентов на двадцать, если брать за точку отсчета среднюю зарплату по стране.

Повторяют идеи Клименко и правительственные новшества относительно налога на доходы физических лиц. Сейчас рассматривается шесть моделей, но суть у всех одна – введение дифференцированных ставок в зависимости от уровня доходов плюс отмена льготной ставки на пассивные доходы (дивиденды, проценты и пр.).

Следующий планируемый командой Яценюка шаг также повторяет задумки предшественников – уменьшение количества налогов. Тогда предполагалось двухэтапное снижение числа платежей. С нынешних двадцати лишним – до 14-ти, а потом – до 9-ти. В действующем проекте налоговой реформы рассматриваются оба варианта: либо до 14-ти, либо сразу до 9-ти.

Кроме того, предлагается ликвидировать множество несущественных сборов, от которых государство особой прибыли нет. А от многих – напротив, один убыток, поскольку затраты на администрирование превышают поступления. Список таких платежей лежит в Миндоходов давно, и сейчас снова извлечен на поверхность.

Заявленное Яценком сближение налогового и бухгалтерского учета тоже было идеей-фикс, с которой Клименко носился года два. И даже вынес уже готовую концепцию на обсуждение бизнесу в феврале 2014 года на заседании Инвестиционного совета

Прочие изменения, в основном, процедурные. Это объединение налогов и, соответственно, отчетности. Для снижения налоговой нагрузки и упрощения администрирования принципиального значения не имеют.

Если эти идеи (а других на данный момент нет, и не предвидится – за месяц полноценную реформу не разработаешь) будут положены в основу преобразований, то Яценюку, Билоусу и прочим предстоит столкнуться с тем, что Украина пока еще не Европа.

Это там преемственность политики при смене правящей команды – норма. Потому что каждый раз "разрушить до основанья, а затем" - сложно, дорого, и вместо прогресса означает топтание на месте.

У нас же градус общественного кипения таков, что доброе слово в адрес чего-либо, созданного "попередниками" может означать политическую смерть. Даже если речь идет о давно созревших и перезревших новациях.